РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Гаджибалаева П.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья является минимальной единицей общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординированным образом, выполняя определенные функции:

• определять формирование личности ребенка;

• предоставить ему необходимые условия для физического развития;

• обучать;

• прививать любовь к искусству, формируя основу творческих интересов;

• заложить основы нравственного поведения, одобренные обществом.

Важность того, что роль семьи играет в воспитании дошкольников, связана с тем, что большая часть жизни ребенка остается с семьей. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье.

Весь путь нашей жизни повлиял на формирование новой семейной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в семье, от раннего детства до взрослой жизни. Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. У этого есть давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания дошкольников была книга Я.А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность, развитие этих вопросов уделило много внимания И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, а также K.Д. Ушинский и революционные демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский.

Тем не менее, многие рекомендации по семейному воспитанию не были доступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новой точки зрения подошла к решению проблем семейного воспитания. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н.К. Крупская. Она связала воспитание семьи с задачей поднятия общей культуры рабочей и крестьянской семьи. Н.К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органично сочетаются личные и общественные интересы.

Научное развитие важных вопросов теории семейного воспитания также приводится в работах А.С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь между воспитанием детей в семье с общим направлением советского воспитания и его целями и инициировал широкое педагогическое воспитание родителей. Его «Книга для родителей» и лекции по воспитанию детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики. В этих работах представлены многие фундаментальные вопросы, например, о принципах семейного воспитания, о воспитании дисциплины, культуре поведения и сексуальном воспитании. Но жизнь идет вперед. Быстрое развитие и совершенствование нашего общества. Появляются новые формы сотрудничества между учебным заведением и семьей, появляются новые общественные организации. В этих условиях педагогика сталкивается с проблемами, связанными с ролью и функциями современной российской семьи, ее взаимодействием с общественными организациями и учебными заведениями.

В современной семейной педагогике детально разработаны общие способы формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольным учреждением, школой и многими частными вопросами семейного воспитания. Учителю и педагогу ДOУ придется постоянно изучать семейную педагогику. Но особенно необходимо знать и глубоко понимать некоторые общие условия для надлежащего воспитания детей в семье.

Воспитывая детей, родители должны помнить, что они несут ответственность перед обществом и государством за воспитание детей. Обязанности семьи закреплены законодательством в новой Конституции: граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезной работе и воспитывать достойных членов общества. Это приведет к дальнейшему улучшению семейного воспитания.

В семье, как правило, у каждого свои обязанности. Эти обязанности также возлагаются на детей, которые выполняют свою регулярную работу и вносят свой вклад в общее дело. В такой семье дети уважают работу родителей и старших, растут трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными, инициативными.

Родители будут успешно справляться со своими обязанностями, если они помнят цель обучения. До сих пор не все родители понимали важность постановки целей и их правильной реализации. Более того, многие считают, что цели образования должны быть помещены в учебное заведение, и семья обойдется без него. Такое убеждение глубоко ошибочно. Это негативно сказывается на воспитании детей. Установив определенную цель, родители найдут подходящие средства обучения. При определении цели и средств обучения важно, чтобы родители помнили, что они воспитывают гражданина и деятеля страны.

Родители должны помнить, что они смогут воспитывать гражданина только в том случае, если они сами являются настоящими гражданами. Поэтому поведение родителей, их пример, оказывает огромное влияние на детей. Прав был А.С. Макаренко, который отметил, что родители воспитывают своих детей не только в ходе их бесед с ними, но и когда их нет дома, они поднимают их по своему примеру. Поэтому для надлежащего воспитания детей важно, чтобы пример родителей был подходящим для подражания. Родительское требование к себе, - писал А.С. Макаренко, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагов - это основной метод обучения.

Родителям не стоит опекать детей. Необходимо, чтобы они общались с другими детьми, но взрослые должны хорошо знать, где находится ребенок. Детям нужно помочь вовремя, направить их, а также часто проверять, как они выполняют просьбы своих родителей. Не менее важна и правильная организация семейной жизни. В этом, как говорил А.С. Макаренко, не может быть пустяков. Здесь все влияет на детей: порядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, одежды и квартир и многие другие вопросы. Под влиянием образа жизни формируются положительные или отрицательные привычки.

Большое формирующее влияние на детей имеет характер взаимоотношений между родителями и детьми. Отношения создают в семье некую атмосферу, и это, в свою очередь, определяет природу детей, их отношения с другими людьми. Если в семье преобладает дух сотрудничества, взаимной помощи, взаимного доверия, взаимного уважения, такая атмосфера способствует формированию человека, который является прямым, открытым, отзывчивым, всегда готовым помочь своим товарищам. Напротив, подозрения, недоверие, неуважение друг к другу влекут за собой проявление недоверия, грубости, эгоизма и других негативных черт характера и поведения детей. Учебному заведению трудно противостоять такому влиянию семьи.

Не следует думать, что эти важные положения будут приняты родителями без активного участия педагогов и учителей. Последовательное объяснение этих важных условий для правильного воспитания детей в семье учителями станет предпосылкой для скоординированной работы учебных заведений и семьи.

Таким образом, мы можем смело говорить о разнообразии функций семьи, и здесь стоит отметить присутствие не одного, а широкого круга ролей, которые семья выполняет при воспитании своего ребенка. Семья является основной опорой для своего «ребенка», она руководит, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, в том числе психологические, эмоционально-волевые и т. Д.

Семья является первым учителем и незаменимым учителем для младшего школьника, спутника жизни ребенка, который строит линию обучения в соответствии со своими желаниями и интересами. Он должен уделять пристальное внимание событиям, происходящим у ребенка в этом возрасте, учитывать особенности их курса, условия, в которых их ребенок, какие эмоции, переживания он испытывает в этот период, что его заботит и что затрагивает, чем он живет.

Семья - это люди, которые прилагают усилия для реализации всех перечисленных пунктов. Родители не просто могут, они должны и обязаны строить воспитание ребенка так, чтобы оно проходило вдоль линии, вектора постепенного развития. Слишком усердные действия, связанные с учебной деятельностью, способствуют негативному воздействию на развитие и позитивное воспитание ребенка. Ребенок обязан одновременно быть активным субъектом этого взаимоподкрепляющего процесса развития и воспитания, принимать «услуги», предлагаемые родителями, которые стремятся достичь наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка. Воспитывать – это не значит говорить хорошие слова детям, обучать и наставлять их, а прежде всего, самому жить гуманно. Кто хочет исполнить свой долг по отношению к детям, оставить в них хорошее воспоминание о себе, которое послужило бы потомству заветом, как жить, он должен начать воспитание с самого себя. Основными причинами, которые родители должны учитывать при воспитании ребенка во время его семейной жизни, являются: чистота, последовательность в отношении слова и дела при работе с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка как постоянное обращение с ним как личности и полное признание права на неприкосновенность личности.

Таким образом, мы считаем, что семья является незаменимым источником ресурсов для ребенка, той энергии, в которой он живет.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985

  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка/под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. М.: Медицина, 1999

  3. Закон РФ «Об образовании»

  4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1990

  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988

  6. Ковалев л.Е. Микроклимат в семье. М.,1999

Просмотров работы: 1777