АНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «НАДЕЖДА» Г. МАХАЧКАЛЫ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «НАДЕЖДА» Г. МАХАЧКАЛЫ)

Халирбагинов Ш.Х. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа посвящена анализу коррекционных программ по предупреждению социально-проблемного поведения, профилактических программ и подходов, которые при исследовании их эффективности показали свою наибольшую успешность.

В Республиканском реабилитационном центре «Надежда» г. Махачкалы реализуются следующие виды программ по профилактике социально-проблемного поведения:

- универсальные, направленные на группу населения в целом – например, на всех учащихся в школе;

- выборочные (селективные) направлены на группы риска или определенную часть общей популяции, например, на детей, родители которых злоупотребляют алкоголем или наркотиками, детей, плохо успевающих в школе и т.д.;

- программы по показаниям (индикативные) составлены для тех, кто уже употребляет наркотики или тех, кто проявил себя, как относящегося к группе риска по употреблению наркотиков.

В проект “Надежда ” входит «универсальная» антинаркотическая профилактическая программа, которая направлена на все слои населения общины, но большей частью сфокусирована на школе. Кроме того, этот проект содержит программу для родителей, вовлекает средства массовой информации и органы самоуправления, предполагает внесение изменений в политику здравоохранения.

Один из основных направлений “Надежда ” – учебный курс для средних классов общеобразовательной школы, который представляет собой программу общественного влияния, состоящую из проводимых на протяжении двух лет занятий в классах, осуществляемых специально подготовленными учителями. Средства массовой информации используются для освещения, усиления и помощи развитию проекта.

В рамках компонента программы для родителей последние выполняют со своими детьми специальные домашние задания, обучаются навыкам общения в семье и участвуют в мероприятиях проекта, проводимых в масштабах общины.

Органы самоуправления общины являются основным формальным центром, организующим и контролирующим все мероприятия проекта. [3]

Изменения в политике здравоохранения являются задачей органов самоуправления; их цель – разрабатывать и применять политику и законы по отношению к алкоголю, табаку и другим наркотикам. Также они могут касаться других местных законов, например, учреждения зон (или мест), где запрещено употреблять психоактивные вещества (включая алкоголь и табак), и контроля за этими зонами. [6]

Результаты исследований по этому проекту показали положительный долгосрочный эффект: участвовавшие в программе учащиеся старших классов, результаты по которым оценивались в выпускном классе, уменьшили употребление марихуаны (примерно на 30%), алкоголь (на 29% меньше) и курили на 25% меньше, чем учащиеся в школах, в которых данная программа не проводилась. [5] В результате исследований было установлено, что наиболее важным повлиявшим на результаты фактором, было растущее среди друзей тех, с кем проводилась программа, неприятие употребления психоактивных веществ.

В центре также используется тренинг жизненных навыков - это универсальная школьная программа, нацеленная на широкий спектр факторов риска и защитных факторов, которая реализуется путем обучения личностным и социальным умениям, способности сопротивляться употреблению наркотиков. Программа состоит из трехлетнего профилактического курса, направленного на обучение учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы. Она предполагает 15 учебных сессий в течение первого года, 10 закрепляющих сессий в течение второго года, и 5 – в течение третьего. Программа тренинга жизненных навыков состоит из трех основных областей: обучение умению сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества, умению организовывать свою жизнь и общим социальным умениям.

Компонент по умению сопротивляться предложениям употреблять наркотики и рекламе психоактивных веществ предоставляет информацию о провоцирующих употребление наркотиков социальных факторах.[2] Он содержит материалы, разработанные для улучшения распознавания побуждающего к употреблению наркотиков давления со стороны социального окружения; исправления неверного представления о всеобщем употреблении психоактивных веществ в обществе; популяризации общественных антинаркотических норм; обучения знаниям о профилактике злоупотребления психоактивными веществами; обучения навыкам сопротивления предложениям употребления наркотиков.

Компонент умения организовать свою жизнь обеспечивает обучение умению быть независимым и управлять своим состоянием и развивает чувство самоконтроля. Он включает в себя обучение навыкам преодоления трудностей и принятия решений, критического мышления, необходимого для сопротивления негативному влиянию сверстников и средств массовой информации, самоконтролю и самоуважению (что включает адекватную самооценку, определение жизненных целей, навыки саморефлексии и самоподдержки), умения справляться с гневом и стрессом. [4]

Компонент обучения общим социальным навыкам увеличивает социальную компетентность учащихся и тренирует общие социальные умения (эффективное взаимодействие, преодоление стеснительности, знакомство с новыми людьми, развитие здоровых дружеских отношений). Обучение этим способностям проходит путем сочетания различных наставлений, наглядных примеров, обсуждения успехов и ошибок обучаемых, закрепления материала, ролевых игр и использования разнообразных домашних заданий. Изучение эффективности программ развития жизненных навыков показывают, что они снижают уровень употребления табака, алкоголя и марихуаны на 59-75%. Данные долговременного наблюдения за выпускниками программы, собранные из различных источников и охватывающие около 6000 учащихся 56 школ, показали значительное снижение уровня курения, употребления алкоголя и марихуаны через 6 лет после внедрения программы. Курение табака, марихуаны и употребление алкоголя было на 44% ниже, чем в контрольной группе, а регулярное (еженедельное) употребление различных психоактивных веществ было на 66% ниже. [1]

Копинг-навыки, необходимые для предотвращения рецидива:

- альтернативная деятельность;

- физические упражнения;

- отвлечение;

- расслабление;

- хобби;

- молитва.

Подкрепление неупотребления:

- чтение списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению;

- составление списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению;

- вознаграждение себя за воздержание;

- получение дополнительной информации о том, как поддержать себя;

Избежание деятельности, связанной с повышенным риском:

- избежание провоцирующих ситуаций;

- избежание знакомства с лицами, употребляющими наркотики;

- избежание районов «повышенного риска».

Социальная поддержка:

- помощь самому себе;

- звонок другу или члену семьи;

- поддержка кого-то, кто в свое время прекратил употреблять наркотики;

- поддержка окружающих;

- посещение специальных групп самопомощи.

Отношения в социуме: позитивные последствия:

- мысли о поддержке друзей;

- мысли о том, что Ваш партнер будет счастлив после Вашего отказа от наркотиков;

- мысли о детях: желание подать им хороший пример.

Отношения в социуме: (негативные последствия)

- мысли о том, насколько Вы будете отвратительны для окружающих;

- мысли о близких, которые будут очень расстроены;

- мысли о том, что друзья будут думать, что Вы не способны бросить.

Здоровье: (негативные последствия)

- мысли о том, насколько сильно связаны наркотики с Вашими болезнями;

- мысли о том, что употребление наркотиков может привести к смертельному исходу;

- мысли о других рисках для здоровья, связанных с наркотиками.

Мотивирование себя:

- отрицание, что наркотики Вам необходимы;

- рассмотрение причин бросить употреблять наркотики.

Сила желания:

- твердо принято решение бросить. Вы сжимаете зубы и заставляете себя не думать о наркотиках.

Каждодневное напоминание:

- активное вытеснение мыслей о наркотиках из сознания.

Закон:

- мысли о том, что употребление наркотиков влечет за собой нелегальную деятельность;

- мысли о несении уголовной ответственности в случае поимки;

- мысли о том, что Вы сможете заботиться о своих детях.

Обесценивание наркотика: (обращение к себе)

- «нет ничего хуже этого»;

- «это страшный наркотик»;

- «я просто болен».

Напоминание себе:

- наркотики не могут решить проблем;

- наркотики не могут ничего исправить;

- наркотики не помогут мне чувствовать себя лучше.

Позитивные обращения к себе:

- вера в себя: «Я могу это сделать»;

- достижение: «Посмотри, как прекрасно я с этим справился»;

- надежда: «Мне станет лучше (легче)»;

- базовое позитивное отношение к себе.

Таким образом, изучение профилактических и коррекционных программ и подходов по предотвращению социально-проблемного поведения, используемых в Республиканском реабилитационном центре «Надежда» г. Махачкалы, позволяет сделать следующий вывод, что интегративный подход к решению данной проблемы является наиболее эффективным. Он основан на взаимосвязи научных теорий и практического мастерства, является междисциплинарной системой знаний и реализуется путем консолидации усилий представителей всех ведомств, государственных и негосударственных организаций, а также всех слоев населения.

Профилактика зависимости от алкоголя и наркотиков – общенациональная проблема, решение которой невозможно без подготовки высокопрофессиональных кадров.

Список литература:

1. Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. // Руководство по наркологии. Под ред. член. – кор.-ра РАМН, проф. Н.Н. Иванца. – М., 2012. – С.33 – 41.

2. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 2014.

3. Бузина Т.С. Психологические факторы риска ВИЧ-инфицирования больных опийной наркоманией.:Дисс. … канд. психол. наук. – М., МГУ. – 2008.

4. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. М. Изд-во «Литера», 2012.

5. Грюнталь Н. А. Нарушения регуляторной функции самосознания у больных опийной наркоманией. Дисс. … канд. психол. наук. М., МГУ, 2012.

6. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией. Дисс. …канд. психол. наук. М., МГУ, 2009.

7. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами // Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, О.В. Зыков и др. - М., 2011.

Просмотров работы: 40