АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

Магомедова С.С. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация(лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.

Существуют следующие виды адаптации:

  1. Биологическая адаптация

  2. Физиологическая адаптация – приспособление организма к условиям существования

  3. Психическая адаптация

  4. Профессиональная адаптация

  5. Адаптация социальная

В нашем случае мы остановимся на психологической адаптации.

В любой школе у определенного количества учащихся присутствуют проблемы, связанные с адаптацией, будь то первоклассник или пятиклассник, не важно. Факт в том, что об этой проблеме важно не забывать, а лучше что-то предпринимать для ее либо профилактики, либо, собственно, коррекции. Трудности адаптации учащихся пятых классов сейчас очень актуальная проблема.

Адаптацияозначает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности.Школьная адаптация- это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог – дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее.

В любой школе у определенного количества учащихся присутствуют проблемы, связанные с адаптацией, будь то первоклассник или пятиклассник, не важно. Факт в том, что об этой проблеме важно не забывать, а лучше что-то предпринимать для ее либо профилактики, либо, собственно, коррекции.

Трудности адаптации учащихся пятых классов сейчас очень актуальная проблема.

Адаптация означает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности. Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог – дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее.

Период школьной адаптации ,а именно ее успешность, зависит не только от интеллектуальной готовности, но и наличие тех умений и навыков, необходимые налаживать контакты и общаться и с учителями, и одноклассниками, принимать школьные требования и приспосабливаться к новым ситуациям.

Переход учащихся из начальных классов в среднее звено можно сравнить с кризисом. В среднем звене новые условия, новый темп и стиль жизни и ребенку необходимо время, чтобы это все «переварить» и привыкнуть. На этом фоне может временно снизиться успеваемость. Поэтому учителям и родителям необходимо на этом этапе тесно сотрудничать. И прежде чем ребенка ругать за двойки и неправильные ответы на уроках стоит немного «покопаться» в психологии и все же обратить внимание на такой феномен как школьная адаптация.

В среднем звене дети, получается, принадлежат сами себе. Здесь им нужно переходить самостоятельно из класса в класс, уже решать кое-какие проблемы с учителями, в начальной школе такого не было. Ребенку здесь необходим попеременный контроль со стороны взрослого над учебным процессом. Поэтому некоторые дети, обладая определенными психологическими особенностями, к такому повороту событий просто не готовы. Они растеряны, встревожены, им страшно, кто-то привык к контролю взрослых и просто не может без их указаний и постоянной подсказки. На фоне этого и снижается успеваемость, самооценка, уверенность в себе, появляется тревожность. А это веские причины, которые могут способствовать распространению дезадаптированности, отсюда появляются дети так называемой «группы риска». Опыт показывает, что все же можно избежать проблем с учебой в этот период.

Адаптационный период охватывает первые два месяца обучения в 1-м и 5-м классах. Период адаптации у пятиклассников может занять от двух месяцев до года.

Важно родителям, классному руководителю и учителям-предметникам правильно настроиться на работу с детьми в этот период.

Вроде простые, но довольно своеобразные причины, могут повлиять на неуспеваемость у детей при переходе в пятый класс.

Существует еще несколько причин, которые связаны с неуспеваемостью при переходе в среднее звено.

Это, во-первых, как было упомянуто ранее, неуверенность в себе. Опять же причина – повышенная тревожность, завышенные требования со стороны учителей, родителей. В результате – падение самооценки и тому подобное.

Во-вторых, наличие личных проблем. В среднем звене появляется первая любовь, чаще всего безответная, ссоры с друзьями, родителями.

В-третьих, физиологические изменения тоже могут повлиять на неуспеваемость. Каким образом. Переход в среднее звено может совпасть с началом физиологических изменений. В итоге что получается – ребенок рассеян, плаксив, он не высыпается. Нужно опять же больше внимания.

Причины можно перечислять и перечислять, говорит это о том, что период адаптации и неуспеваемость тесно связаны, одно вытекает из другого.

Кроме всего выше перечисленного, так же важным моментом остается необходимость помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе, если это необходимо.

Психологу образовательной организации обязательно важно иметь в своей копилке программу адаптации и заниматься ее реализацией.

Психологу необходимо совместно с педагогом:

- отслеживать психолого-педагогическое развитие учащихся;

- создать положительный психологический климат для успешной адаптации личности ребенка;

- развивать коммуникативные навыки;

- актуализировать мотивацию обучения.

Нужно включить в свою работу психологическую диагностику, консультации с родителями и педагогами, методическую, коррекционно-развивающую, аналитическую работу, направленную на оказание всевозможной помощи в период адаптации пятиклассников.

В тот момент, когда идет приучение ребенка к самостоятельности, самое главное – это не переусердствовать с действиями и не пропустить тот важный момент, именно с которым ребенок не в состоянии справиться без взрослых. Большинство детей воспринимают переход из начальной школы в среднее звено как важный шаг в своей жизни и гордятся, что они уже «не маленькие».

Таким образом, становится явным тот факт, что в период адаптации учителя и родители должные учитывать все моменты. Спокойная домашняя атмосфера так же является тем важным фактором, который способствует эффективному решению проблем в школе.

Список литературы

1. Адаптация человека: сб. статей / ред. З. И. Барбашова, И. И. Лихницкая. Л.: Наука, 1972. 267 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988. 429 с.

3. Битянова М. Р. Социальная психология: учеб. пособие. 2 изд. перераб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

4. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: М., 1980. 21 с.

5. Социология. Основы общей теории: учеб. /отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. 912 с.

6. Психология возрастных кризисов: хрестоматия /сост. К. В. Сельчонок. Харвест; М.: Аст, 2002. 560 с.

Просмотров работы: 141