ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА

Акреева Е.А. 1
1ФБГОУ ВО «Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И. Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Карл Густав Юнг (1875-1961) в свое время был известен как один из наиболее талантливых и любимых учеников Зигмунда Фрейда, ставший первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако пусть его восхищение самим З. Фрейдом было велико, а следование его теории и практике поначалу было безоговорочным, К. Г. Юнг со временем начинает проявлять все больше самостоятельности и «психоаналитического вольнодумства». Отойдя от классического фрейдизма, он принимается расширять сферу психоанализа далеко за существующие рамки.

К. Г. Юнг считает преувеличенными, хоть и важными, роль сексуального инстинкта, роль периода раннего детства для объяснения причин формирования характера, неврозов и различных психологических проблем взрослых людей.

Одним из направлений его работы можно считать развитие аналитической психологии, которая оказала ощутимое влияние на психотерапевтическую теорию и практику и на ряд значимых общественных сфер общества.

К. Г. Юнг первым вводит в психологию, психотерапию понятие «коллективное бессознательное». При том он не отвергает идею существования индивидуального бессознательного, а скорее говорит об их сосуществовании.

По К. Г. Юнгу, бессознательное содержит, два слоя – личный и коллективный. Личный слой заканчивается самыми ранними детскими воспоминаниями; коллективное бессознательное, напротив, охватывает период, предшествующий детству, то есть то, что сохранилось от жизни предков. В то время как образы памяти личного бессознательного как бы заполнены, ибо они являются образами индивидуально пережитыми, архетипы коллективного бессознательного представляют собой формы незаполненные, так как они индивидуально не пережиты.

В рамках теории коллективного бессознательного прочно обосновалось такое понятие, как «архетип», которое также ввел К. Г. Юнг. Стоит отметить, что этот термин употребляли еще Платон, Аристотель и их последователи, однако именно у К. Г. Юнга он приобрел тот психологический (психоаналитический) смысл, который ему придается в глубинной психологии и психотерапии.

Другим направлением его работы можно считать проведение колоссальной работы по изучению истории, мифологии, ритуалов и традиций разных племен и народов. Обработав собранный материал, он смог выделить шесть архетипов, объединенных некоторой принципиальной общностью черт. Основные архетипы: Персона, Эго, Тень, Самость, Анима и Анимус.

Благодаря К. Г. Юнгу в психологию и психотерапию прочно вошли такие понятия, как экстраверсия и интроверсия, которые характеризуют различную направленность личности, а точнее – внимания, мыслей, нервно-психической энергии человека: вовне – на внешние объекты и действия, или вовнутрь – на самопереживания, самоуглубление, рефлексию. К. Г. Юнг также разработал типологию характеров. В ее основу легло выделение доминирующей психологической функции: мышление, чувства, интуиция, ощущение.

Помимо прочего, одним из направлений его работы было создание ассоциативного метода. К. Г. Юнг изучал и анализировал странные и аналогичные ответы пациентов на вопросы-раздражители. Их причины он видел в ассоциациях, не доступных сознанию, их дальнейшая интерпретация помогает выявить истинные смыслы.

Еще одним направлением деятельности К. Г. Юнга было создание и разработка собственной теории сновидений. Он не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание».

В целях толкования сновидений, в отличие от З. Фрейда, К. Г. Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. К. Г. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов, но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения.

Таким образом, можно сделать вывод, что нововведения, разработки, открытия, исследования Карла Густава Юнга имели разные направленности, и они оказали существенное влияние на развитие не только психологической, но и ряда других наук. Основными достижениями его работы стали разработка аналитической психологии, концепции коллективного бессознательного, выделение архетипов. Он развил концепцию психологических типов, выделил такие понятия, как «экстраверсия» и «интроверсия». Заслугой Юнга также стали разработка ассоциативного метода и собственной теории сновидений.

Литература

  1. Романин А. Н. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Н. Романин. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2004. – 288 с.

  2. Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного / К. Г. Юнг Пер. с англ. под общей редакцией В. В. Зеленского. – Москва : КогитоЦентр, 2010. – 352 с.

Просмотров работы: 3032