Согласно исследованиям К.И. Нешкова, преемственность взаимосвязана с такими процессами в обучении, как повторение и пропедевтика. «Преемственность требует повторения, но такого повторения, которое обеспечивает непрерывное развитие системы понятий, а не повторения ради повторения, ради сохранения на достаточно высоком уровне некоторых навыков учащихся. Если мы хотим, чтобы преемственность осуществлялась по существу, а не по форме, то повторение должно быть органически включено в новую тему и по мере развития темы должно соответственно меняться, не сводясь к механическому повторению одних и тех же упражнений». Для создания целостного представления об изучаемом предмете у учащихся необходимо в процессе обучения осуществлять систематическое повторение учебного материала, причем как материала, усвоенного ранее и связанного каким-либо образом сданным уроком, так и с материалом предшествующих лет обучения. При этом необходимо учитывать тот факт, что повторение не должно сводиться только к механическому повторению известных фактов и упражнений, а должно быть органично включенное в изучаемый материал. Согласно рассматриваемому подходу на каждом последующем этапе повторения в известном учебном материале и упражнениях появляется нечто новое, а старое, неважное для данного уровня образования обучаемых отмирает, что определяется логикой формирования изучаемого понятия. По мнению Константина Ивановича, осознание понятия «преемственность» позволяет выявлять важные части изучаемого материала и располагать их в таком порядке, чтобы процесс обучения способствовал развитию мысли ученика с учетом выявленных взаимосвязей отдельных этапов и частей этого процесса. К.И. Нешков на основе анализа путей развития научных понятий показал необходимость соотнесения: преемственности и повторения; преемственности и пропедевтики; преемственности и «переучивания».
Согласно результатам изучения процесса повторения в обучении, В.Я. Ляудис делает вывод о его эффективности, причем, как отмечает автор, повторение эффективно в случае его органичной связи с изучаемым вопросом. Иначе процесс обучения, превращается в процесс освоения отдельных не связанных между собой «порций» изучаемого материала, что оказывает негативное влияние на формирование целостного представления об изучаемом материале.
Большое количество работ посвящено рассмотрению методического аспекта реализации преемственности в процессе организации и осуществлении обучения. Указанная грань преемственности в обучении частично исследована в контексте следующих проблем. О.Э. Городниченко разработала методику изучения уравнений на основе преемственности между начальной и средней школой. Н.А. Ильина раскрыла особенности установления преемственных связей в процессе формирования у учащихся знаний об уравнениях. Рассмотрение проблемы преемственности в русле развивающего обучения отражено в работах Н.Б. Истоминой, по мнению которой разрешение проблемы преемственности в обучении на стыке начальной и неполной средней школы необходимо искать не в включении определенных тем в начальную школу из средней, а в повышении качества обучения и его развивающих функций. Е.В. Смыкалова обозначила возможность реализации преемственности в содержании обучения и развитии учеников при переходе из начальной в среднюю школу, а также предложила комплекс задач для пятых и шестых классов, реализующий развивающие функции и методические рекомендации по работе с ним.
Практически все исследования по проблеме преемственности С.Х. Аббасова, В.Л. Карклиня, М.В. Пидручной, П. Сагимбекова, Т.С. Шамсутдинова строятся на одной составляющей процесса обучения - его содержании. Во всех этих работах основной акцент делается на перечислении и указании очередности изучаемых вопросов, а также на полноте их рассмотрения и взаимосвязи друг с другом. При этом согласно проведенному анализу названных исследований ни в одном из них не рассматриваются методики поиска рациональности подбора содержания изучаемого материала и отсутствует учет последовательности процесса его изучения[3].
Второй аспект преемственности обучения заключается в том, что процесс обучения в начальном звене и пятом, шестом классе должен представлять собой процесс подготовки к обучению школьного курса. В связи с этим обозначенный процесс подготовки должен представлять собой единый курс с первого по шестой класс.
В целях реализации рассматриваемого аспекта необходимо принять во внимание следующие моменты: во-первых, при разработке учебных программ и пособий начальной школы необходимо исключать повторы в изложении материала, который содержится в образовательном стандарте 5-9 классов; во вторых процесс обучения начальному курсу должен строиться так, чтобы он способствовал, а не мешал школьникам осваивать материал старших классов, готовя их к последующему обучению, при этом максимально содействуя этому.
Рассмотрение проблемы преемственности обучения на стыке начальной и основной школы в русле разработки пропедевтического курса, как показывает проведенный анализ, можно считать весьма актуальным. Показателем этого является множество апробируемых авторских концепций пропедевтических курсов. Причем в этой связи актуальными становятся также исследования, в которых рассматривается преемственная связь пропедевтического и систематического курсов.
Необходимо отметить также важную роль развития пространственного мышления и воображения младших школьников в преемственности обучения на стыке начальной и основной школы. Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как К.А. Краснянская, А.М. Пышкало, И.М. Смирнова, И.В. Шадрина, И.С. Якиманская. Проведенные ими исследования раскрывают тот факт, что наибольшего успеха в развитии пространственного мышления и воображения у обучаемых можно достичь, начав этот процесс развития в младшем школьном возрасте, так как с возрастом способность детей легко усваивать материал утрачивается. Причем почти все дети имеют предпосылки для успешного развития пространственных представлений. Преемственность с точки зрения этого аспекта реализуется путем предоставления возможности младшим школьникам, используя природные предпосылки, развивать свои способности при изучении соответствующего материала, которые затем потребуются для освоения в старших классах.Третий аспект преемственности обучения выражается в том, что процесс обучения в начальной и основной школе сопряжен с необходимостью формирования у школьников умения и желания обучаться, а также формирования их теоретического мышления, так как без этого не возможны успехи в последующем учении.
Наилучшее соотношение между успехами школьника в овладении учебным материалом и степенью трудности решаемых им учебных задач, помимо создания положительной мотивации к освоению нового учебного материала позволяет решать проблему «желания учиться», связанную с развитием познавательной активности обучаемых. Но этот момент не всегда учитывается в процессе организации обучения [4].
Проблему преемственности образования в начальной и средней школе исследуют и зарубежные педагоги. Они уделяют большое внимание установлению взаимосвязей между начальной и средней школой, рассматривая их с точки зрения различных аспектов: согласованность учебных программ между разными ступенями образования, различия в стилях отношений между учителями и учащимися, в методах и формах обучения предмету. Во всех исследованиях подчеркивается важность тесного сотрудничества между начальной и средней ступенями обучения в школе, а также сотрудничества с родителями в целях установления преемственности в обучении на разных ступенях и, как следствия, повышения эффективности процесса обучения. В ряде исследований затрагиваются вопросы подготовки будущих педагогов и повышения квалификации педагогов в плане подготовки их к реализации преемственности в обучении учащихся. В этих работах раскрывается необходимость разработки новых программ подготовки педагогов на более высоком научном уровне, предлагаются рекомендации для улучшения педагогического образования, в том числе в целях эффективной реализации преемственности, главный смысл которых - тесное взаимодействие, сотрудничество и ответственность всех уровней, партнёров педагогического образования, осведомлённость и использование нововведений и экспериментов, взаимодействие в области стандартов и критериев оценки и т.д.
Таким образом, анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет отметить, что проблема преемственности образования в начальной и основной школе актуальна и требует своевременного решения. Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта позволил увидеть некоторые нерешенные вопросы преемственности образования в начальной и основной школе. А именно нет исследований, где бы в комплексе были раскрыты дидактическая, воспитательная, психологическая и методическая составляющие преемственности образования. Считаем, что разрешить рассматриваемую проблему можно лишь на основе всестороннего подхода. К сожалению, в ряде научных работ имеет место одностороннее решение проблемы преемственности образования, так как пути ее разрешения видят лишь в работе педагога. Недостаточно ясным остается вопрос о том, какими должны быть требования к построению учебного материала, чтобы обеспечить преемственность в знаниях обучающихся.
Список литературы:
Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 2015.
Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической и средней школы. Свердловск, 2014.
Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в средней школе. Самара, 2013.
Мороз А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней образовательной школы и студентов вуза: дисс. … канд. пед. наук. Киев, 2013.
Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учеб.пособие. Н. Тагил, 2013.