Проблема дезадаптации давно исследуется в педагогике, психологии и социальной педагогике, но в качестве научного понятия "школьная дезадаптация" пока не имеет однозначного толкования. Остановимся на точке зрения, которая рассматривает школьную дезадаптацию как вполне самостоятельный феномен.
Вроно М.Ш «Под школьной дезадаптацией (ШД) понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами»[1].
Северный А.А., Иовчук Н.М. «ШД - это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует»[1].
С.А. Беличева «Школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» [2].
Понятие «школьная дезадаптация» стало применяться в последние годы в целях описания различных трудностей и проблем, появляющихся у первоклассников различного возраста в связи с обучением в школе. Более приемлемым в практике школьного психолога является следующее определение: «школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии, эмоциональной неустойчивости» [3].
В психолого-педагогической литературе все более настойчиво отмечается тот факт, что значительная часть детей, поступивших в школу, испытывают серьезные трудности в школе. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах выявляется около 25 % первоклассников с подобными проблемами, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Природа школьной дезадаптации первоклассников может быть представлена самыми различными факторами, таким образом, происходит углубленное изучение ее причин и механизмов 15 осуществляемых не столько в рамках педагогики, сколько с позиции педагогической и медицинской психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии (Ю.С. Шевченко; В.Л. Юлдашев, Т.А. Султанова; Б.К. Тупоногов; Т.А. Шилова).
В целом, признаки дезадаптации первоклассников, выделенные различными авторами, можно объединить в четыре группы:
1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка (педагогический, когнитивный компонент);
2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к тому (тем), что (кто) имеет отношение к школе, учебе; формирование в связи с этим неблагоприятных личностных черт (психологический, эмоционально-оценочный, личностный компонент);
3. Систематически повторяющиеся нарушения требований к поведению в процессе обучения и в школьной среде (социальный, поведенческий компонент);
4. Возникновение соматической и нервно-психической патологии (медицинский, физиологический компонент, отклонения в здоровье).
Таким образом, период 6-8 лет - один из наиболее трудных периодов жизни первоклассника. В это время у первоклассника происходит осознание своего места в отношениях с взрослыми, он стремится к осуществлению общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У первоклассника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. На основании возникновения личного сознания происходит «кризис 7 лет». Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом, осуществлять общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В данном случае это стремление скорее пойти в школу. Здесь очень важны знания о психологических особенностях детей 6-7 летнего возраста, о том общем и особенном, что важно учитывать при приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса [4]
Список литературы:
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной, М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой и др. - Москва, 1991.
Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / А.И. Баркан.//Педиатрия.-1983.- № 5.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва: Просвещение, 1968.- 464 с.
Петровский А.В. Общая психология /А.В.Петровский.// - Москва, 1976.