Дополнительное образование детей сегодня – действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой или основной образовательной программы. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать соё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования, поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.
Ведущими в реализации дополнительного образования детей в России являются УДО, которые широко взаимодействуют с образовательными учреждениями различных типов – дошкольными, общеобразовательными, профессиональными и др. Рассматривая особенности дополнительного образования детей, обратимся в первую очередь к деятельности УДО, поскольку пока только для них полностью прописаны нормативная и методическая базы деятельности. Представим особенности дополнительного образования детей через анализ его целей, содержания, организации и результатов.
Цели дополнительного образования определяются интересами и потребностями детей, социальным заказом родителей, социальных институтов. Социальный заказ в системе ДО связан с условиями развития личности, её способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, жизнь в обществе предъявляет определённые требования к человеку через общественные институты, с которыми он взаимодействует, с другой стороны, сам человек предъявляет к себе требования (или пожелания), чтобы вписаться в современную социальную жизнь. Таким образом, внешний заказ УДО состоит из заказа самих детей и их родителей, а также из заказа общественных институтов – органов власти, различных организаций, учреждений и предприятий.
Социальный заказ является основой для определения целей дополнительного образования. Поскольку дополнительное образование имеет многоуровневую систему социального заказа, иерархия его целей и задач строится по следующей цепочке: общегосударственный уровень – уровень учреждения – уровень образовательного объединения (конкретного педагога).
На общегосударственном уровне цели и задачи ДОД определяются Законом «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Типовым положением об учреждении ДОД и др. нормативными документами. На уровне образовательного учреждения цели конкретизируются разнообразием функций, приоритетами деятельности учреждения на определённый период времени, изменением социального заказа и т.д. На уровне конкретного педагога цели соответствуют его образовательной программе, контингенту детей и т.д.
Типовое положение об УДОД определяет его предназначение в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. В психологии личности выделяют два типа мотивации – внешнюю и внутреннюю. Экспериментальные исследования доказали, что наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация, внутренняя активность личности по эффективному освоению мира с помощью поведения.
Таким образом, цель ДОД – создание условий, которые дают ребёнку ощущение, что он сам является источником своего поведения, познания мира. На внутреннюю мотивацию ребёнка положительно влияют следующие факторы ДО: наличие выбора и свободы его осуществления, стремление к компетентности и мастерству, создание ситуации успеха и др.
В соответствии с Типовым положением, УДОД должно решать следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Вместе с общеобразовательными школами УДОД должны составить в регионе целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Система целей УДОД состоит из двух групп – образовательные и социально-педагогические. Образовательные цели представляют интеграцию целей обучения, воспитания и развития. К социально-педагогическим целям относятся оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и др.
Содержание ДО характеризуется следующими особенностями:
1. ДО не регламентируется никакими стандартами, его содержание определяется потребностями детей и родителей, заказом социальных институтов.
2. ДО предоставляет ребёнку широкие возможности деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, интеллектуальной и мн. др.
3. Содержательные аспекты деятельности многообразны: теоретический, прикладной, изобретательский, исследовательский, опытнический и др.
4. В основе деятельности лежат дополнительные образовательные программы различных уровней и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт её усвоения. Достоинство ДОП состоит в том, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребёнку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
5. Обеспечение стабильного, разномасштабного контингента детей с активной позицией в образовательном процессе, обеспечение участия родителей в деятельности УДОД и активной позиции педагогов в обновлении образовательного процесса.
Содержание дополнительного образования детей определяется его целевыми функциями – образовательными и социально-педагогическими.
Образовательные функции включают функции обучения, воспитания и развития детей. Обучение – это процесс удовлетворения образовательных потребностей детей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребёнку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательном учреждении, и предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применения в ОУ. К обучающим функциям относится и процесс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, просвещение, стимулирование самообразования.
Воспитание – это формирование личностного отношения к тому, что ребёнок усваивает в процессе образования.
Под развитием понимается процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение её сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической и сферы саморегуляции.
Социально-педагогические функции способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей деятельности ОУ, в том числе целей социального становления детей. К социально-педагогическим относятся функции социальной защиты, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговая и др.
Под функцией социальной защиты детей понимается создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и др. социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Оздоровление детей предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья.
Культурно-досуговая функция заключается в создании условий для развития личности ребёнка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядка индивидуальных и групповых напряжений; восстановление, возмещение, уровновешивание сил.
Литература:
1.Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей: монография. М.: АПКиПРО, 2003. 132 с.
2.Соколова Н. А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Модернизация образования: (Проблемы и перспективы): мат-лы регион. науч.-прак. конф. (Оренбург, 28-29 ноября 2002 г.). Ч. 4. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. С. 480-485.
3.Щетинская А. И. и др. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пос. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 404 с.
4.Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования Российской академии образования / В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю. Ляшко, В. В. Усанов // Дополнит. образование. 1999. № 3-4. С. 6-14; 2000. № 1. С. 6-11.
5.Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психол. личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 509-533.