ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Элипханов А.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значимость детско-родительских отношений в жизни младшего школьника нельзя переоценить. Отношения в семье являются первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка обеспечивает формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям [1]. Именно в наши дни, в эпоху необычайных возможностей, когда каждый день слышны вести о достижениях общества и науки, зачастую, дети испытывают вместо интереса и радости отчуждение и безразличие. Отовсюду слышны жалобы, что дети сейчас трудные, проблемные, непослушные, невменяемые. Такие проблемы в поведении детей – результат неправильно сложившихся отношений в семье, либо насилия, проявления агрессии родителей по отношению к детям, безразличия. Как показывает практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Тон отношений в семье задают родители, а не дети. В сложном современном обществе остро стоит проблема влияния взаимоотношений в семье на личность ребенка.

Личность младшего школьника отмечается системой свойств, которых не было у дошкольника. Эти свойства относятся к новообразованиям личности младшего школьника. Ими выступают произвольность психических процессов, внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) и рефлексия (личностная, интеллектуальная) [3].

В начальной школе ребенок начинает осознавать, что он отличается от других, что он уникален, и стремится утвердиться среди окружающих его людей. Самосознание школьника активно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Младшеклассник открыто стремится получить одобрение своих достижений. Мотивы поведения и деятельности ребенка продолжают наполняться новым социальным содержанием. Учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и школьниками по поводу учебной деятельности начинают занимать главное место. Весь комплекс чувств ребенка в младшем школьном возрасте сформирован в притязаниях на признание. У него проявляется чувство гордости или стыда в соответствии с поступком. Он может гордиться не только поступками, одобряемыми окружающими, но и своими добродетельными качествами, которые не всегда видны взрослым. Так же он может стыдиться не только увиденного взрослым поступка, но и своих внутренних негативных чувств. Ребенок старается не проявлять недостойных чувств: возникшие негативные эмоции быстро угасают, так как в младшем школьном возрасте ребенок, как и в дошкольном, стремится иметь положительную самооценку [2]. Позиция ребенка к самому себе «Я хороший» дает большие возможности для воспитания. Претендуя на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свою потребность на это признание. Благодаря этому желанию он выполняет нормы поведения - старается вести себя прилично, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. Если же ребенок не способен выполнять то, что от него ожидают, то его стремление к самоутверждению может стать причиной капризов [5]. Капризы чаще всего проявляют неуспешные в школе или избалованные родителями дети, или дети, испытывающие нехватку внимания, или ослабленные, безынициативные дети, отстающие от одноклассников. Эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Так же ребенок в младшем школьном возрасте притязает на признание среди сверстников. Прежде всего желание успеха среди сверстников находится в учебной сфере. Но потребность в признании проявляется двусторонне: ученик хочет «быть как все», но и хочет «быть лучше, чем все». Стремление не отличаться от одноклассников происходит по многим причинам: овладевая учебными навыками и знаниями, все дети вместе контролируются учителем и следуют предлагаемому образцу, детям предъявлены общие правила поведения в школе, и часто ребенок не может самостоятельно определиться как ему поступить и он ориентируется на поведение ровесников. В младшем школьном возрасте ребенок часто конформно реагирует на незнакомые для него ситуации [4]. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях. Стремление«быть лучше, чем все»в младшем школьном возрасте проявляется в готовностибыстрее и лучше выполнить задание, правильнорешить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников [3].

Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу и старается утвердиться в соответствии со своим полом. Мальчик знает, что он должен обладать только присущими мужчине качествами. Он присматривается к мужским профессиям и старается делать мужскую работу, на которую он способен. Гордится, когда его старания отмечены и подчеркнуто, что он выполнил мужскую работу. Девочка знает, что она должна быть женственной. Она стремится уподобится женщинам. Девочке приятно, когда окружающие замечают и хвалят ее за то, что она делает женскую домашнюю работу. В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки» [5].

В семье, понимающей, что социальный статус ребенка изменился, и помогающей ему утвердиться в новом статусе, ребенок видит свое новое место: он ученик, он ответственный человек, к нему прислушиваются, у него спрашивают совета. Итак, в младшем школьном возрасте ребенок понимает, что он индивидуален, отличается от окружающих, но подвержен социальным воздействиям и обязан учиться и выполнять правила поведения, существующие в обществе, систему социальных ожиданий. Самосознание младшего школьника интенсивно развивается, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Из-за малоопытности и нехватки знаний на незнакомые события реагирует конформно. Мотивацией многих поступков младшего школьника является притязание на признание. Ребенок понимает свою принадлежность к женскому или мужскому полу, и старается обладать качествами, соответствующими его половой идентификации. При поддержке взрослых ребенок успешно утверждается в новом социальном статусе ученика. Возрастные особенности младшего школьника Границы младшего школьного возраста от 6-7 лет до 10-11. Перед поступлением в школу ребенок уже понимает какое место занимает среди людей, что он – дошкольник и скоро начнёт учиться в школе. В этом возрасте дошкольник ориентируется в семейно – родственных отношениях, умеет строить отношения с окружающими его людьми: имеет навыки самообладания, может подчинить себя обстоятельствам, быть упорным в своих желаниях. Главной особенностью развития личности ребенка в этот период является преобладание мотива «Я должен» над мотивом « Я хочу». К моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику, но завершение их формирования происходит только во время школьного обучения под влиянием соответствующих условий жизни и деятельности. В начальной школе ребенок усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать разные виды деятельности: письмо, чтение, арифметику, физкультуру и др. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Вместе с усвоением умственных действий и действий, нужных при письме, рисовании и др., ребенок под руководством учителя осваивает содержание основных форм человеческого сознания (науки, искусства, нравственности) и учится действовать в соответствии социальным требованиям. Свобода дошкольника сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ребенок должен нести ответственность за свою новую жизнь и организовывать ее. Необходимость самоорганизации вызывает у младшего школьника чувство одиночества, отчужденности от семьи [1].

В этом периоде словарный запас младшего школьника увеличивается до 7 тыс. слов. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание [4].

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. 7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм. В этом периоде (конце детства) ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуется координация движений и действий, образ тела). Помимо общей двигательной активности, телесная активность направлена еще и на освоение специфических движений и действий, нужных в учебной деятельности [2].

Итак, возрастными особенностями младшего школьника являются: логическое мышление, развивается произвольная и осмысленная память, преобладает произвольное внимание: сложно сконцентрировать внимание, восприятие так же не произвольно, воображение из репродуктивного становится продуктивным. Совершенствуется координация движений и действий, образ тела. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность.

Список литературы:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2006.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007.

  3. Медведева И. Я. Шишова Т. Л. Ребенок не слушается... Что делать?- Рязань: Зерна, 2014.-224 с.

  4. Медведева И. Я., Шишова Т. Л.Не стучите молотком по пианино. Беседы с детским психиатром Козловской Г. В.-Рязань:Зерна,2016.-368 с.

  5. Млодик И.Ю.Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться – М.: Генезис, 2012.-232с.

Просмотров работы: 258