ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чопанова З.Г. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В сегодняшнее время многим известно, что искусство играет немалую роль в развитии человека, да и в жизни общества в целом. В современном урбанизированном обществе, в условиях нравственных деформаций, когда происходит стремительное вымывание духовных ценностей, роль духовной культуры, сохранения духовного багажа становиться крайне важным. Без духовной культуры – нет общества. Изобразительное искусство – часть духовной культуры. «Художественная культура, как сказал художник, педагог Б. М. Неменский - это осознание связи личности юного человека, ребенка с огромной общечеловеческой художественной культурой, проникновение в нее. Это культура мироотношения. Это культура любви и ненависти, формирование представлений о прекрасном и безобразном. Всем нам нужно понимать, зачем нужно массовое изобразительное художественное развитие. Любое искусство несет эмоционально - ценностную культуру, т. е. культуру отношения к жизни». Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.

Найти ту самую важность и актуальность изобразительного искусства нам помогло учреждение дополнительного образования, которое носит название «Дворец детского творчества». В нем мы открыли для себя разнообразность и обширность всякого рода кружков. Одним из самых популярных и посещаемых является кружок изо, что явно говорит о активной потребности детей в приобретении творческих способностей и их развитие. Также они получают возможность реализовать желание создавать нечто новое благодаря лишь своим силам.

Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность. Нельзя не упомянуть, что она содействуя развитию фантазии, воображения, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Цель программы кружка – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Ведущими задачами художественной кружка является:

- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

- способствовование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить учащихся с красотой и богатством русского декоративно-прикладного искусства;

- выявление наиболее художественно одаренных детей;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Изобразительное искусство - один из видов художественного творчества человека.

Изобразительное искусство– это вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный вид людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии. Искусство в основе своей народное. «Искусство принадлежит народу. Оно должно объединять чувство, мысль и волю народа, поднимать их. Оно должно будить в них художников и развивать их»

Функции искусства:

1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство преобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала.

2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни.

3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления.

4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира.

5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение.

6. Коммуникативная, или искусство как общение.

7.Информационная, или искусство как передача сведений.

8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому.

9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние.

10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируются художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты.

11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.

По мнению американского психолога и педагога А.Кожибского человеческая психика должна быть активна, человек должен постоянно работать над открытием нового, т.е. заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой зависит и общее здоровье организма.

Одной из важнейших задач образования является формирование функционально компетентной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и навыками. Стоить отметить, что основы функциональной грамотности заложены в более младшем возрасте, в том числе посредством участия детей в художественной культуре: важно научить их способности видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать свое мнение о них, а также использовать приобретенные практические навыки в повседневной жизни и в проектной деятельности. Все это помогает обогащать внутренний мир ребенка, расширяет его кругозор. Приобщение детей к искусству необходима с самого рождения. В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. Во время обучения в начальной школе, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, творческими заданиями, походами в театры, музеи, на выставки.

Однако с переходом детей в средние классы значение творческого и духовного развития уходят на второй план. Здесь то и возникает необходимость дополнительного образования. Одним из видов учреждений дополнительного образования является художественная школа. В процессе обучения детей в художественной школе решаются важнейшие задачи образования — формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В процессе создания художественной работы, предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о природе предметов в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Дополнительное образование детей– это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Дополнительное образование имеет обширный спектр направленностей, что говорит о разнообразии и возможности для расширения своего кругозора, углубления знаний учащихся всех возрастов.

Основная цель дополнительного образования– это развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка.

Задачи:

  • Развивать творческие способности и творческую активность учащихся;

  • Развивать познавательные интересы;

  • Формировать мотивацию успеха;

  • Создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;

  • Создавать условия для всестороннего развития личности.

Дополнительное образование способствует:

- развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста;

- развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста;

Можно с уверенностью говорить о том, что оно благоприятно воздействует на развитие личности ребенка, его самореализации.

У педагога должна быть основная задача – это умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая при этом своих собственных мнений и вкусов. Педагог должен уметь пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Список литературы:

  1. «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский

  2. «Изобразительное искусство: познание себя и мира» Кулькова Г.Н

  3. Бердяев H.A. «Философия творчества культуры и искусства»

  4. Дополнительное образование - фактор развития личности //1998

  5. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

Просмотров работы: 532