Место психологической науки и психологической практики в системе наук обеспечивающих решение данной задачи актуально.
Спорт сегодняшнего дня – это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющий свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления.
Спорт – чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним, это один из немногих видов современной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечтает каждый. Юный или опытный спортсмен, и его тренер одинаково нуждаются в профессиональной постоянной психологической поддержке и помощи.
Наиболее актуальными задачами для детско –юношеского спорта с психологической точки зрения являются, прежде всего,
изучение и психологическое обоснование воспитание личности спортсмена;
адекватная оценка и целенаправленное развитие максимальных психических возможностей спортсмена, развитие специальных;
управление психической работоспособностью спортсмена во время подготовки и участив в соревнованиях;
организация психологически обоснованного отбора в спортивные команды и развитие прогрессивной динамики командной деятельности;
поиск средств психологического восстановления и оптимизация форм отдыха;
социально – психологическое обеспечение подготовки спортсменов ( решение проблем межличностного общения, конфликтов и организация социально- психологических тренингов).
Механизмами привлечения практической психологии в современный спорт являются профессиональное психологическое просвещение работников физической культуры и спорта через семинары, научные конференции, средства массовой информации, привлечение самих психологов. Психологическое обеспечение и сопровождение должно стать частью содержания работы спортивной детско- юношеской школы, вплоть до самых высоких достижений.
Психолог в спортивной школе может предложить огромный арсенал услуг, начиная от психологического просвещения, диагностики консультирования, вплоть до решения специальных прикладных задач. Психологическое сопровождение спортивной деятельности на сегодня одна из актуальных и решаемых проблем.
Психолог в ДЮСШ решает задачи психологического сопровождения спортсменов :
Содействовать воспитанию гармонично развитой личности;
Содействовать воспитанию социально адаптированной личности;
Воспитывать потребность заниматься спортом;
Воспитание нравственных и волевых качеств;Способствовать приобретению воспитанникам психологических знаний, умений, навыков;
Обучение спортсменов приемам самовоздействия, психорегуляции и релаксации;
Обучение спортивно важным качествам;
Способствовать личностному развитию детей;
Способствовать развитию уверенности в себе, лидерских качеств.
Задачи психологической работы с тренерами – преподавателями:
повышение профессиональной и личностной компетенции;
формирование необходимых психологических знаний и навыков;
психологическое консультирование по вопросам оптимизации тренировочного процесса;
развитие профессиональных и личностных качеств;
повышение эффективности взаимодействия со спортсменами;
Задачи психологической работы с родителями учащихся:
повышения психологической культуры в вопросах воспитания детей;
психологическое консультирование в проблемных ситуациях;
формирование необходимых психологических знаний;
формирование представлений о значимости отношений родителей к спортивной деятельности детей.
Задачи психологической работы с администрацией учреждения:
консультативная помощь в организации системы спортивной подготовки, учебно – воспитательного процесса в спортивной школе;
повышение психологической культуры педагогических работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта : учеб. пособие / Г. Д. Горбунов. М.. 2012.
Деркач А. А. Психологическое мастерство тренера / А. А. Деркач. А. А. Исаев. М.. 2001.
Иванов А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена нал собой / А. А. Иванов. М., 2012.
Ильин Е. 17. Психология доверия / Е. П. Ильин. СПб.. 2013.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. СПб.. 2005.
Костихина Н. М. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие /Н. М. Костихина. М.. 2005.
Малкин В. Р. Пснхотехнологни в спорте : учеб. пособие / В. Р. Мал-кин. Л. Н. Рогалева. Екатеринбург. 2013.
Малкин В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте : монография / В. Р. Малкин. М.. 2008.