ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Гюлова И.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании[1].

В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека, социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

В статье «Социология образования в России: проблемы развития и перспективы» авторы считают, что узаконение категории «дополнительное образование» не только грубо ограничивает возможности человека в важнейших сторонах личностного развития, но и расчленяет его, нарушает общепризнанный принцип непрерывности образования.

Некоторые авторы заменяют термин «дополнительное образование» на «неформальное образование», считая, что неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и многоаспектным звеном системы непрерывного образования.

Неформальное образование, направленное на достижение определённых учебных целей, охватывает все формы обучения, развитию которых сознательно содействуют как педагоги, так и учащиеся, создавая разнообразные учебные ситуации. Оно в отличие от формального (школьного) образования не должно быть (или точнее может не быть) всеобщим, последовательным, стандартизированным, его цели могут определяться на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и местных условий [ 2].

Дополнительное образование непосредственно способствует развитию личности, главным образом здесь присутствует свобода выбора: выбор вида деятельности, графика посещения, и самого учреждения. Это не принудительное образование и в этом его сила и слабость, ведь, как известно ребенка довольно-таки сложно принудить к образованию, если это не приносит ему радости и удовольствия, но с другой стороны в этой сфере существует большое разнообразие, того чем именно можно заниматься.

«В основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес. Они тесно связаны: свобода (состояние, когда индивид видит реальные возможности осуществления им личностно значимые действия и реализация индивидуальных способностей) является условием самореализации ребенка, а ситуации свободной самореализации стимулируют интерес (готовность выбрать и осуществить неимитированную личностно значимую деятельность)».

По мнению Бруднова А.К дополнительное образование детей ориентировано на свободный выбор обучающимися «той или иной области знаний и умений, на формирование его собственных представлений о мире, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Вся учебно-воспитательная работа здесь строится на индивидуальных особенностях, на возникающих в ходе познания интересах к различным сферам жизни. Такая индивидуально-личностная направленность деятельности позволяет этим учреждениям активно использовать потенциал свободного времени, более эффективно решать проблемы духовно- нравственного, интеллектуального и физического воспитания. Педагогический процесс происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих ценностей. А результатом становится жизнетворчество, позволяющее личности накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее использования для достижения жизненно важных целей» [3, с. 56-59].

Дополнительное образование - это возможность быть личностью, где ребенок действует по своей инициативе, ищет смысл жизни, пробует себя в разных ролях, реализует потребность в познании и творчестве, самоопределяется предметно, социально, профессионально, личностно. Оно органично сочетает виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует новые жизненные умения и способности, на которые школа не ориентирована.

Благодаря сложной и многогранной системе дополнительного образования подход к каждому ребенку индивидуализирован, это достигается за счет меньшего числа детей в группе, нежели в классе. В учреждении дополнительного образования в группах 10-15 человек, что способствует более тесной взаимосвязи между обучающимися детьми и педагогом.

«Дополнительное образование вступает в действие за рамками образовательного стандарта, расширяя, углубляя, конкретизируя предметный минимум. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, такие как: технология программированного обучения, технология проектного обучения, информационные технологии, технология совместного научного исследования, технологии коллективных способов деятельности; совместного научного исследования; информационное, компьютерное обучение; технологии дифференцированного и индивидуального обучения; персонифицированного обучения и другие».

Каждый из выше представленных подходов раскрывает основные компоненты дополнительного образования, и непосредственно, его сильные стороны. Педагог выбирает, какой или какие их методов он считает необходимыми в его деятельности, именно разнообразие и много вариантность данных приемов способствует лучшему усвоению материала.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Обучение ориентировано на индивидуальность детской личности.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Целевыми ориентациями данной технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп. В его основе лежит принцип договоренности, когда педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Содержательной основой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).

Преимущества дополнительного образования по сравнению с другими видами формального образования: предоставление выбора, вариативность содержания и форм, доступность знаний и информации, адаптивность к изменениям (запросам), открытость.

Дополнительное образование выполняет функции социального лифта и предоставляет альтернативные возможности для реализации инициатив значительной части детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но, необходимо подчеркнуть то, что, не смотря на различия между элементами института образования, полноценное развитие личности возможно лишь при условии их комплексности, интеграции, которая рассматривается как фактор социального партнерства. Интеграция основного и дополнительного образования является способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей, которая предполагает, с одной стороны, «внешнюю интеграцию» - подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, с другой стороны, «внутреннюю интеграцию» - взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого.

Интеграция учреждений основного и дополнительного образования как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях, регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности: «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей» [4].

Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательными учреждениями. Опыт обновления системы этих отношений уже накоплен во многих регионах России. В практике деятельности образовательных учреждений начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.

Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе. Образование, интересное ученику, мотивирует его и стимулирует к активному самостоятельному поиску, к самообразованию, дает возможность серьезно расширить свои знания и получить основы начальной профессиональной подготовки, что способствует профессиональному самоопределению [5].

Таким образом, можно выявить, что дополнительное образование является современной формой, дополнением ко всей системе образования в целом. Теоретически доказано, что оно позволяет ребенку не только проводить интересно и полезно время, но и влияет на профессиональную ориентацию в будущем. Посещая учреждение дополнительного образования, ребенок обогащается знаниями не только теоретически, но и практически. Для родителей, это является хорошей альтернативой проведения досуга их детей, которые находятся под присмотром педагога. К тому же, разнообразие кружков и объединений, позволяет посещать несколько учебных дисциплин.

Здесь ребенок не чувствует себя ущемленным, т.к. подача материала индивидуальна, и группы создаются не только с учетом возраста, но и знаний. Что, по моему мнению, является плюсом, т.к. он наравне со всеми, и не ощущает интеллектуального дисбаланса.

Список литературы:

1. Арутюнян, М.Ю. Учителя и ученики: два мира? [Текст] / кн. Для учителей и родителей / М.Ю. Арутюнян. - М.: Просвещение, 1992.- 160 с.

2.Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Перевод с англ. Н.Г.Григорьевой, Г.В.Бурменской. - М.: Гардарики, 2003.- 477 с.

3. Бруднов, А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей [Текст] / Директор школы. - 1995. - № 2. - С. 56-59

4.Буйлова, Л.Н, Образовательный портал ucheba.com. [Электронный ресурс] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Дополнительное образование детей в современной школе. - Режим доступа: http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/dop_obrazovanie.htm (дата обращения: 24.05.2014)

5.Буйлова, Л.Н. Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования [Электронный ресурс] / Л.Н. Буйлова // Информационно-методический портал Образование. - Режим доступа: http://dopedu.ru/stati/489-nepr-obraz.html (дата обращения: 07.12.2014

Просмотров работы: 834