МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Ларькова М.П. 1, Волкова Е.А. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование – один из важнейших институтов общества, который должен отражать уровень развития данного социума.

Особенность современного этапа развития нашего государства связана с тем, что социально-экономические преобразования, происходящие в России, совпали по времени с общемировыми тенденциями процессов глобализации, перехода от постиндустриального к информационному обществу, что предполагает интенсивное развитие науки, создание новых технологий на основе наукоемкого производства, вследствие чего возрастает роль интеллектуального труда и меняются цели, содержание и функции образования [2, с.4].

В новых условиях социальный заказ государства и общества согласно Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года ориентирует школу на подготовку выпускника с развитым интеллектуальным потенциалом, сформированной ИКТ-компетенцией, способностью к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни [2, с.4].

Не секрет, что сегодня в государственном образовательном стандарте прописаны требования не только к выпускнику, но и обязанности педагогов стремиться соответствовать в своей профессиональной деятельности этим требованиям. Однако не стоит забывать и том, что есть случаи когда учащиеся и педагоги должны отступить от этих требований в большую или меньшую сторону, поскольку развитие детей связано как с нестандартными ситуациями проблемного усвоения школьного материала, так и наоборот, с одаренностью учащегося в конкретной предметной области.

Под одаренностью ребенка понимают более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе.

Одаренные — это наиболее перспективная группа учащихся, к которым нельзя подходить со стандартными мерками, так как их обучение по традиционным методикам губит креативность [1, с.34].

Проблема работы с одаренными детьми – является одной из главных задач модернизации образования, но она постоянно существовала и решалась в той или иной степени на всех стадиях формирования любой системы образования, за счет использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать условия, в которых любой учащийся имел бы возможность проявить себя.

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в реальное время в большинстве государств осуществляются за счет специально созданных государственных проектов. С целью установления возможностей и одаренности детей применяются особые технологии и методики. Долгие годы умственные способности оценивали, как важнейший показатель одаренности. В нынешнее время закрепились две главные направленности в изучении детской одаренности: все наибольший интерес привлекают так называемые «неинтеллектуальные» факторы умственного развития (т.е. роль тех или иных качеств личности с целью формирования возможностей), и увеличивается заинтересованность к естественным предпосылкам умственного развития.

Программа по обучению программированию одаренных детей должна опираться на возможности и углубленный интерес детей к программированию. Все это способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса. Поэтому при разработке программы мы учли возрастные особенности и возможности одаренных детей.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что на сегодняшний день ощущается недостаток программ по обучению программированию одаренных детей, что в некоторой степени влияет на формирование информационной компетентности и профессиональную мобильность будущего выпускника.

Таким образом, можно сформулировать четыре важных принципа организации содержания обучения для одаренных школьников:

1. Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.

2. Крупные содержательные единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.

3. Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.

4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

Все четыре принципа тесно связаны. Фактически осуществление одного из них предполагает осуществление другого. Так, нельзя обеспечить гибкие содержательные рамки без укрупнения содержательных единиц - изучения широких, основополагающих тем и проблем, изучение же широких тем невозможно без применения междисциплинарного подхода. Осуществление междисциплинарного подхода предполагает эффективную интеграцию тем внутри дисциплин и между ними. Высокий уровень потребности одаренных детей в умственной нагрузке заставляет выделить еще один, 5-й принцип - принцип насыщенности содержания обучения. По отношению к принципам построения содержания обучения для одаренных детей можно добавить еще один, 6-й проблемный характер изучения содержания или изучение открытых тем и проблем.

Таким образом, выстраивая программу обучения одаренных детей в соответствии с этими критериями, педагогу будет удобно не только своевременно выявить особенности одаренности у учащихся, но и определить индивидуальную траекторию обучения для каждого из них, используя современные ИКТ образовательные технологии.

литература

  1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.

  2. Мащенко М.В. Развитие системного стиля мышления старшеклассников в процессе обучения информатике: монография [Электронный ресурс] / М.В. Мащенко, Е.А. Волкова. – Электрон. текстовые дан. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. – 100 с. – Режим доступа: http://nkras. ru/arhiv/2017/volkova.pdf (дата обращения 25.02.2018)

Просмотров работы: 112