РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ

Халимбекова М.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сюжетно-ролевая игра– это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Это творческая деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.Целью статьи является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Дошкольное детство - это короткий, но важный период в развитии личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное знание об окружающей среде. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, навыкам и привычкам правильного поведения, развивается характер.

Большое значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра является наиболее важным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые игры оказывают большое влияние на межличностные отношения между детьми.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общаться, умению принимать во внимание желания и действия других, отстаивать свое мнение, совместно строить и осуществлять планы. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения.

В связи с введением ФГОС в учебный процесс ДОУ изменились формы и методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

Согласно ФГОС, должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в их конкретной деятельности;

- выбор детских материалов, мероприятий, участников совместной деятельности и общения.

Суть игры как ведущей деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные аспекты жизни, особенности взаимоотношений взрослых, разъясняют сои знания об окружающей действительности.

Поэтому актуальна проблема использования игры с целью всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств, морали и социализации как члена общества.

Сюжетная ролевая игра в ее развитой форме носит коллективный характер. Это наиболее привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Она всегда привлекает детей к тому, чтобы «прожить» в течение, по крайней мере, нескольких минут интересным, активным, взрослым способом. Игра позволяет применять существующие знания в новых условиях, а дети учатся решать проблемы, возникающие не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы:

• Воспитатель должен играть с детьми;

• На каждом этапе игра разворачивается особым образом: так, что перед детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

• на каждом возрастном, при разработке игровых навыков, необходимо ориентировать детей, для реализации игры.

В сюжетно-ролевой игре формируется социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность развивается в реальных отношениях, которые он развивает со своими сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой роли.

Сюжетная ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются по собственной инициативе, определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, планируют и развивают содержание игры, выполняя определенные игровые действия.

Важно, чтобы они взяли сюжет и содержание игры из окружающей жизни, отразили те моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Желание дошкольника стать взрослым и взросление заключается в том, чтобы: подчинить свои действия нормам и правилам поведения взрослых, принятых в обществе. Именно в дошкольном возрасте формируется система взаимоотношений между детьми и взрослыми, виды детской деятельности становятся более сложными и формируется совместная деятельность детей.

Так как ведущая деятельность дошкольника - игра, то сюжетно-ролевая игра становится основной в формировании социальных и коммуникативных навыков у ребенка. Благодаря игре, малыши имитируют поведение и отношения взрослых. В то же время на переднем плане у детей стоят отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение моральным стандартам. Например, дети часто играют в больнице. Они берут на себя роль пациента и врача. И роль врача всегда более конкурентоспособна, потому что у нее есть функция выздоровления и помощи.

Таким образом, сюжетная ролевая игра, проводимая систематически, отобранная в соответствии с возрастом и интересами детей, позволяет расширить знания о детях об окружающей жизни, накопить положительный социальный опыт, повлиять на формирование и изменение межличностных отношений внутри группы, изменить социальный статус ребенка среди сверстников, развивает независимость, инициативу, способность слушать чужое мнение, разрешать конфликтные ситуации и помогать друг другу.Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Именно через игру дети познают окружающий мир и учатся общаться друг с другом. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности. Общение с детьми – необходимое условие психологического развития ребенка. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий, так как на этом возрастном этапе развития у ребенка складывается опыт взаимодействия с людьми, формируются базовые черты характера и система межличностных отношений, как между друг другом, так и между ролями, исполняемыми детьми, а способствует этому сюжетно-ролевая игра. Но к сожалению, как правильно отмечает в своей статье Сыроватская Н.И. «игра уходит из жизни дошкольников», раньше игра «естественным образом передавалась от старших детей к младшим» в «дворовых сообществах». Сейчас к сожалению эта связь прервана, в семьях часто по одному ребёнку, дворовые игры встречаются всё реже. «Техническая революция значительно снизила речевые контакты» дети стали много смотреть познавательных передач. Поэтому так важно обратиться к сюжетно-ролевой игре, необходимо научить детей играть, сочинять сюжеты, придумывать игровые ситуации, проигрывать взрослые роли, учиться взаимодействовать друг с другом. Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одна из образовательных областей это социально-коммуникативное развитие, которое направлено на «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации».

Сюжетно-ролевая игра– это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Это творческая деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.

Дети нередко сами начинают игру, воображают себя врачами, шофёрами, учителями, парикмахерами, поварами и т.д., но действия их ограничены их жизненным опытом, а воспитатель может помочь расширить его, обогатить, сделать игру разнообразнее.

Для этого проводиться ряд организационных моментов.

Выбор игры.Определив игру наиболее интересную в данный момент для детей, воспитатель подбирает литературу по этой тематике: стихи, рассказы, весёлые и интересные истории. Находит яркие сюжетные картинки, иллюстрации к произведениям, наглядный материал. Проводит рассказы, беседы, диалоги, чтобы выяснить знания детей о той или иной профессии. Чтобы расширить представления детей, можно совершить экскурсию и посмотреть, как работает этот человек, какие инструменты необходимы в его труде, как он разговаривает с теми, с кем работает. Затем взрослым проводиться множество игровых ситуаций и показов-инсценировок, проводя мини-диалоги врача и пациента, пассажира и диспетчера такси, клиента и парикмахера несколько раз с разными детьми. И это основное условие развития сюжетно-ролевой игры. Показы-инсценировки обучают детей последовательным действиям с игрушкой, расширяют их представления об окружающем мире, жизненных ситуациях, расширяют тематику сюжетно-ролевых игр, углубляют их содержание, способствуют овладению детьми ролевым поведением. Способствуют расширению словарного запаса, умению общаться друг с другом, слушать и отвечать на вопросы, подготавливает к дальнейшим реальным жизненным ситуациям. Этот подготовительный этап рождает интерес у ребёнка к игре. Затем необходимо продумать как будет проходить игра, как будет организована игровая зона, расставлены столы, какие понадобятся инструменты. Можно вместе с детьми изготовить необходимые для игры атрибуты: билеты, головные уборы, таблички.

Этап распределения ролей. Конечно же есть роли привлекательные для всех детей: каждый хочет быть врачом или шофёром, но ведь нужны пациенты и пассажиры, поэтому игра проводиться не однократно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои желания. К тому же игра может быть расширены: в поликлинике несколько врачей, на дороге не только автобус, но и такси и т.д. – это даст возможность большему количеству детей проявить себя в главных ролях. Чтобы поддерживать интерес к игре, сохранять игровую ситуацию воспитатель не просто делает замечание, а принимает на себя роль кого-либо соответствующего игре и приводит всё в порядок.

Итак, дети взяли на себя роли и начали игру. И здесь начинают разворачиваться серьёзные многообразные межличностные отношения: исполняя роль кого-либо, дошкольники говорят и действуют от имени этой роли – это межличностные ролевые отношения, при этом они требуют друг от друга, как от обычных мальчиков и девочек, соблюдения правил игры – это отношения между ними самими. Порой в организованной сюжетно-ролевой игре могут столкнуться дети, которые в повседневной жизни не играют вместе, и здесь у них есть возможность взглянуть друг на друга совсем с другой стороны: вот у этого отличного получается быть шофёром, а эта девочка настоящий парикмахер. Уже не воспитатель распределяет роли по своему усмотрению, а дети выбирают себе партнёров для игры. Происходит это потому, что игра позволяет одевать на себя роль, как маску, и ребёнок уже не просто мальчик Женя, или девочка Света, а врач, повар, кассир, парикмахер ит.д. Ребёнок сначала стесняясь, постепенно раскрывается в игре. Ведь в игре они действуют от имени совсем другого лица, могут стать добрым доктором, или строгим врачом, ловким парикмахером или заботливой мамой. К тому же правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность, умение воспринимать чужую точку зрения. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной сюжетно-ролевой игрой, устанавливаются свои «законы»: «все делить поровну, а не хватает - сделать»; «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь»; «в нашей группе - все дружные»; «будь внимательным к новичкам» и т.д. Дети на практике усваивают нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появляется стремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину в группе

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, проводимая планомерно, подобранная по возрасту и интересам детей, позволяет расширить знания детей об окружающей жизни, накопить положительный социальный опыт, повлиять на формирование и изменение межличностных отношений внутри группы, изменить социальный статус ребёнка среди сверстников, развивает самостоятельность, инициативу, умение прислушиваться к чужому мнению, разрешать конфликтные ситуации и помогать друг другу.

Список литературы:

1.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.:Педагогика, 2009. - 140 с.

2.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд. / А.А. Бодалев. - М. Международная педакадемия, 2009.- 347 с.

3.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. - 159 с

4.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова. - Л., 2007

5.Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Педагогика, 2010.- 242 с.

Просмотров работы: 553