ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Герасимова Т.А. 1
1ФГБОУ ВО «Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие отечественные исследователи. И. В. Дубровина отмечала, что память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что опять же связано с активизацией учебной деятельности. У младшего школьника наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, он запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память – неиссякаемый источник познания. Ребенок непроизвольно запоминает прежде всего то, что ему нравится, на что он случайно обратил внимание, над чем он активно и с увлечением работает. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности в произвольным действиям.

В младших классах ученики запоминают большой по объему материал, затем его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, дети стремятся к механическому запоминанию, что вызывает у них большие затруднения. По логике вещей в связи с развитием речи и мышления к концу младшего школьного периода ребенок должен овладеть приемами осмысленного запоминания, но этого зачастую не происходит.

Воспроизведение информации на основе механического запоминания происходит без осмысления содержания текста. Продуктивность памяти младших школьников повышается при постоянной тренировке и во многом зависит от способов запоминания. Умения запоминать осмысленно часто зависит от учителя и образовательной программы. Младшие школьники к 10 годам способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать способы запоминания они еще не в состоянии.

В 7 – 8 лет у детей преобладает наглядно-образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видом образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Учащиеся 1 – 2 классов еще не умеют выделять опорные точки для запоминания, а процесс запоминания протекает эффективнее, если информация богата яркими событиями и эмоционально окрашена. К 9 – 10 годам у младших школьников формируется способность запоминать на основе логики, то есть развивается словесно-логическая память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Они также владеют навыками заучивания, увеличивается смысловое запоминание.

В современных исследованиях памяти младших школьников было показано, что развитие рефлексивной памяти (во взаимосвязи с развитием способности к целеполаганию в деятельности и пониманием ее содержания) к концу 3 и 4 класса происходит за счет усвоения учебной деятельности в школах с разными способами организации обучения. Отмечается, что рефлексивная память обеспечивает воспроизведение не только содержания понятий, но и фактического материала, имеющего к этому косвенное отношение, позволяет рассматривать ее как целостную систему, в которую органически вписываются раннее сформированные виды памяти.

Список использованных источников:

  1. Дубровина И. В Младший школьник: развитие познавательных способностей : Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Е. М. Кравцова, О. А. Москвитина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва : Просвещение, 2003. – 208 с.

  2. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста / Б. С. Волков. – Москва : КНОРУС, 2016. – 348 с.

  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студенческих вузов / В. С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

  4. Обухов А. С. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / В. И. Панов, А. И. Савенков, В. И. Слободчиков. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 583 с.

Просмотров работы: 739