В младших классах ученики запоминают большой по объему материал, затем его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, дети стремятся к механическому запоминанию, что вызывает у них большие затруднения. По логике вещей в связи с развитием речи и мышления к концу младшего школьного периода ребенок должен овладеть приемами осмысленного запоминания, но этого зачастую не происходит.
Воспроизведение информации на основе механического запоминания происходит без осмысления содержания текста. Продуктивность памяти младших школьников повышается при постоянной тренировке и во многом зависит от способов запоминания. Умения запоминать осмысленно часто зависит от учителя и образовательной программы. Младшие школьники к 10 годам способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать способы запоминания они еще не в состоянии.
В 7 – 8 лет у детей преобладает наглядно-образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видом образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Учащиеся 1 – 2 классов еще не умеют выделять опорные точки для запоминания, а процесс запоминания протекает эффективнее, если информация богата яркими событиями и эмоционально окрашена. К 9 – 10 годам у младших школьников формируется способность запоминать на основе логики, то есть развивается словесно-логическая память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Они также владеют навыками заучивания, увеличивается смысловое запоминание.
В современных исследованиях памяти младших школьников было показано, что развитие рефлексивной памяти (во взаимосвязи с развитием способности к целеполаганию в деятельности и пониманием ее содержания) к концу 3 и 4 класса происходит за счет усвоения учебной деятельности в школах с разными способами организации обучения. Отмечается, что рефлексивная память обеспечивает воспроизведение не только содержания понятий, но и фактического материала, имеющего к этому косвенное отношение, позволяет рассматривать ее как целостную систему, в которую органически вписываются раннее сформированные виды памяти.
Список использованных источников:
Дубровина И. В Младший школьник: развитие познавательных способностей : Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Е. М. Кравцова, О. А. Москвитина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва : Просвещение, 2003. – 208 с.
Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста / Б. С. Волков. – Москва : КНОРУС, 2016. – 348 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студенческих вузов / В. С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
Обухов А. С. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / В. И. Панов, А. И. Савенков, В. И. Слободчиков. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 583 с.