Александр Николаевич Скрябин - это великий русский композитор и пианист, живший в 1871-1915 годах, представитель символизма в музыке. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (1900 г., 1902 г., 1904 г.), «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» (1910). Он первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «цветомузыка».
Идеи Скрябина:
Цвет - новое музыкальное выразительное средство. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку. Скрябин был обладателем цветного слуха, т.е он каждой ноте сопоставлял свой цвет [1].
Образ Прометея, принесшего людям огонь знания. Скрябина привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
«У меня в „Прометее“ будет свет. Я хочу, чтобы это была симфония огней, это поэма огня… Вся зала будет в переменных светах» (Рисунок 1).
Рисунок 1 Симфония огней
Светомузыка - вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения световыми восприятиями (Рисунок 2).
Рисунок 2 Светомузыка
Создать светомузыку можно при помощи проекторов, но вот как сделать так, чтобы звуки совпадали с цветами, выдавая определённый цвет? Есть, например, два способа решения этого вопроса.
1. Сделать динамическую систему воспроизведения цвета, т.е. музыка играет на основе частоты, улавливаемой определённой аппаратурой.
2. Изначально запрограммировать и задать определённый цвет каждой ноте, отталкиваясь от партитуры «Прометея».
В качестве системы для программирования светомузыки может быть взята плата Arduino Uno. Arduino - это небольшая плата с собственным процессором и памятью. На плате также есть контакты, к которым можно подключать всевозможные компоненты: лампочки, датчики, и другие компоненты - вообще всё, что работает от электричества. Система проста в реализации, не предъявляет особых требований к компьютеру.Один из способов представления цветового изображения - это голограмма. Голограмма - объёмное изображение, полученное с помощью голографии. Есть много видов голограммы, но самый удобной и практичный способ - это использование голографической плёнки и проектора.
Проектор будет проецировать изображение на плёнку, на которой будет создаваться псевдо 3D изображение. Почему «псевдо»? Потому что изображение само по себе плоское, но из-за глубины цвета и специфических особенностей человеческого глаза картинка кажется объёмной.
Принцип работы представлен на рисунке 3 (на схеме проектор размещен внизу, а на видео — наверху):
Рисунок 3 Принцип получения голограммы на пленке:
проектор светит на пленку под определенным углом, а
пленка перенаправляет поток проектора на зрителя
Как видно из схемы, объектив проектора наблюдатель не видит, соответственно довольно трудно понять, каким образом формируется изображение. Устройство пленки (Рисунок 4):
Рисунок 4 Принцип устройства пленки
Пленка состоит из массива микропризм и микролинз. Призма перенаправляет пучок света, линза его расфокусирует таким образом, что на выходе получается параллельный пучок лучей [2].
Список литературы:
1. Музыка Скрябина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/Scriabin/
2.Технологии экранов псевдоголографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://geektimes.ru/post/158231/.