Изменение психических функций происходит следующим образом: память - непроизвольная, образная. Становится в центр сознания, тогда как в раннем возрасте она существовала как узнавание. Мышление перестает быть наглядно-действенным и превращается в наглядно-образное. Позже развивается логическое мышление, с помощью которого ребенок в состоянии продумать план действий в уме и затем выполнить соответствующее действие. Воображение – воссоздающее, суть которого заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказов взрослого. Внимание дошкольника –непроизвольное.
Психическими новообразованиями этого возраста является: становление иерархии мотивов деятельности (соподчинение мотивов), возникновение потребности в общественно-значимой, в общественно-оцениваемой деятельности, половая идентификация.
Одним из важнейших новообразований этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.
Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста- игре, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Разновидностью сюжетно ролевой игры являются и строительные, режиссерские игры-драматизации. Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какие-либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В игре-драматизации или театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, кинофильмов.
Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. Подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, но так же они способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. А в играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Дидактические игры создаются взрослым специально в обучающих целях, поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой.
К сожалению, в настоящее время сюжетно-ролевая игра у детей становится более однообразной и ограничивается в основном семейной тематикой. Я думаю, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не подражают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями из-за повышенная занятости родителей.
В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и т.д.) Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.
Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты («Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т.д.). Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы » и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий.
Таким образом, современные дети все меньше и меньше уделяют внимание игре и все больше времени просмотру телевизионных передач. Из-за этого четко видны различия между сюжетами и ролями игр современных детей и детей прошлого поколения.
Список Литературы:
1. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. – Москва : КНОРУС, 2016. – 280 с.
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. –7-е изд., испр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.
3. Изучение психического развития ребенка в детском возрасте: учебное пособие/ сост. И. П. Иванова, О.В. Патеева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет, 2014. – 206 с.
4. https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635b3ad69a4c43b88521216c36_0.html