ДОГОВОРЕННОСТИ США И КНР В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 2017 ГОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОГОВОРЕННОСТИ США И КНР В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 2017 ГОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Кабар Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ситуация с вопросом энергетики в регионе АТР обстоит довольно напряженно, особенно для стран азиатской части этого региона. Прежде всего, это можно связать с активным ростом экономических, демографических секторов. По сравнению с активностью и общемировой доле стран АТР на рынке энергетики в период 1990 года и наиболее современным данным 2016 года, то ситуация кардинально изменилась. Страны региона АТР, в широком смысле, раньше присутствовали на графике в роли игроков с гораздо меньшей ролью, чем сейчас. Общий размер доли рынка АТР в энергетике значительно вырос. На рисунке 1 приведена диаграмма, позволяющая сравнить общий расход энергоносителей 10 государств, выделяющихся по этому показателю, за 1990 и за 2016 год [7].

На примере КНР можно увидеть, что общее потребление энергии лишь одной страны АТР выросло почти в 4 раза, у Индии же рост составил почти в 2,5 раза. Далее хотелось бы упомянуть Южную Корею как участницу региона АТР, ведь в этом списке самых крупных стран потребителей энергии в 1990 году ее не было включено, сейчас же она занимает устойчивую позицию среди списка, практически сравнявшись с Германией по данному показателю.

Вся эта информация говорит о бурном развитии региона АТР, что ведет, как и к плюсам, ведь развитие это в общем, хорошо для любого региона или отдельно взятой страны, так и к минусам.

Рисунок 1. – Общий расход энергоносителей топ 10 государств, 1990 и 2016 годы.

В связи с таким ростом нужно предположить, что ситуация с потребностью активно развивающимся странам Азии в энергетических ресурсах низкой стоимости будет неизбежно приводить к экологическим проблемам, ведь известно, что чем более экологически чистое топливо используется, тем более невыгодна будет ценовая политика такой энергии для конечного потребителя. Например, Китай претерпевает проблемы с экологичностью топлива, поэтому из-за высокого количества производства с использованием дешевой энергии страдает экология не только самого Китая, но и стран соседей, что ведет к росту числа различных заболеваний в связи с плохой экологией. Растет недовольство среди населения Китая и населения стран соседей из-за действительно критической экологической ситуации в Китае. Именно поэтому Китай ищет пути к наиболее экологическому и выгодному топливу, и уже в данный момент импортирует большое количество более экологичного сжиженного природного газа, чем ранее в истории (смотри диаграмму на рисунке 2) [1].

Рисунок 2. – Производство и потребление природного газа в Китае, 2000-2013 года.

При этом государство остается, и по прогнозам будет оставаться страной лидером по импорту нефтепродуктов (смотр диаграмму на рисунке 3) [4].

Рисунок 3. – Топ десять импортеров нефтепродуктов по объему за 2014 год.

Целью данной статьи является анализ наиболее крупных сделок в области энергетики США и КНР, заключенных в 2017 г., и характеристика текущих тенденций развития отношений в этой области.

Начало активного сотрудничества США и КНР в области энергетической эффективности связано с созданием в 2010 году одноименного «Форума Энергетической Эффективности», в котором за последние 7 лет страны показали серьезные намерения на сотрудничество в данной области. Несмотря на политические разногласия между участниками, форумы проходили ежегодно с 2010 по 2017 года. Во время проведения форумов обсуждались пути решения экологических трудностей в области энергетики, представлялись проекты в этой области. Во всех семи встречах было проведено много проектов в отношении эффективности энергетики Китая, тем самым улучшив показатели предыдущих лет в области эффективности. За последние семь лет Китай имел стабильный рост в экономике и, вследствие этого, несмотря на всю проделанную работу по энергоэффективности, все еще нуждался в дополнительных путях улучшения экологии используемых энергоносителей. В большей степени изначально предполагалось, что перспективы дальнейшей коллаборации США и КНР были весьма туманны. Но необходимость Китая в более экологичном топливе и необходимость США в инвестициях сыграли свою роль в становлении рассматриваемой сделки в области энергетики. Нужно принять во внимание, что из-за серьезных политических разногласий о такой масштабной кооперации КНР и США еще не приходилось и думать, особенно после выхода на пост президента в США Д. Трампа, который в предшествующем недалеком времени своей президентской кампании не особо лестно высказывался в сторону КНР. Все же, несмотря на свои прошлые заявления о КНР, Д. Трамп сам являлся инициатором встречи.

Действующие в данный временной отрезок Президент США Дональд Трамп и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали энергетическое соглашение. В данном документе США намечают путь к совместной работе с Китаем в энергетической сфере, так как США сейчас нуждается в инвестициях в Западной Вирджинии и Аляске. С приходом к власти Д. Трампа США меняют курс с импорта на экспорт энергоносителей. Разумеется, это также связано с внедрением новых технологий добычи сланцевого сжиженного газа и рост его добычи [6]. Рост добычи газа США, учитывая новые инвестиции с востока АТР – Китая, только будут усиливать позицию США на рынке экспортеров сжиженного природного газа.

Для КНР эта сделка также является довольно выгодной. Китай благодаря своему огромному экономическому росту в последнюю четверть века стал все больше нуждаться в импорте энергоносителей. В основном Китай потреблял уголь в качестве топлива для большинства домов и предприятий, но усиливающийся благодаря этому фактору экологический кризис, дал Пекину понять, что предложение Д. Трампа в ноябре 2017 года вполне актуально в качестве дополнительного импорта энергоносителей. Также дополнительный игрок на рынке главных экспортеров топлива в КНР способствует улучшению своей энергетической безопасности, и делает Китай менее зависимым в качестве импортера энергоносителей. Тем не менее, сделка еще полностью не состоялась: проект в Западной Вирджинии был поддержан китайской стороной сроком на 20 лет, а вот проект по постройке труб для аляскинского сжиженного газа еще не получил подтверждения.

В статье эксперта Сары Хсу отмечается, что данное соглашение характеризуется тем, что оно не является обязывающим и не имеет детального официального оформления, но тем не менее при положительном исходе две наиболее влиятельные нации получат двусторонний интерес [3].

Цветана Параскова высказывает схожие оценки, что и Сара Хсу, но при этом добавляет, что договоренности КНР и США должны перейти в официальное оформление, и даже не смотря на политические разногласия энергетические связи двух стран усилились [5]. То есть даже несмотря на незакрепленный статус документов договоренностей, сам факт совершения встречи и имения даже такого не столь надежного соглашения дает понять, что США и КНР могут объективно вести диалог в энергетической сфере.

Таким образом, заключенная сделка дает нам понять, что Д. Трамп и Си Цзиньпин готовы действовать во благо интересов своих стран и, можно предположить, что именно данная договоренность послужит шагом к сотрудничеству двух весьма важных на мировой площадке игроков [2]. Данная кооперация пока еще носит неуверенный характер, ведь основы для доверия в отношениях между США и КНР нужно еще выстраивать. В случае провала работы данного соглашения у США и КНР будут все основания для ведения косвенных или даже прямых конфликтов, что существенно скажется на общей безопасности региона АТР и мира в целом.

Библиографический список:

1. China International Analysis [Электронный Ресурс] // ENERGY GOV: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа:

https://energy.gov/sites/prod/files/2016/04/f30/China_International_An alysis_US.pdf. – 15.12.2017.

2. Compendium of energy efficiency policies in APEC economies [Электронный Ресурс] // APEC: офиц. сайт –2018. – Режим доступа: https://www.apec.org/-/media/APEC/Publications/2016/10/Compendium-of-Energy-Efficiency-Policies-of-APEC-Economies/216_EWG_Compendium_of_Energy_Efficiency_Policies_final.pdf. – 15.12.2017.

3. Hsu S. A New U.S.-China Energy Relationship May Be On The Horizon [Электронный Ресурс] // Forbes: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/sarahsu/2017/11/20/a-new-us-china-energy-relationship-may-be-on-the-horizon/#23d56dbf330a. – 15.12.2017.

4. International China Analysis [Электронный Ресурс] // EIA. U.S. Energy Information Administration: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа:

https://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/China. –

15.12.2017.

5. Paraskova Ts. Energy To See Huge Investments From China [Электронный Ресурс] // Oilprice.com: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/US-Energy-To-See-Huge-Investments-From-China.html. – 15.12.2017.

6. US energy policy in the Trump Administration and 115th Congress January 2017 [Электронный Ресурс] // EY INTERNATIONAL: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-us-energy-policy-in-the-trump-administration/$File/EY-us-energy-policy-in-the-trump-administration.pdf. – 15.12.2017.

7. World consumption statistics [Электронный Ресурс] // Enerdata: офиц. Сайт. 2009. – Режим доступа: https://yearbook.enerdata.net/total-energy/world-consumption-statistics.html. – 15.12.2017.

Просмотров работы: 339