МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ АФРИКАНСКИХ СТРАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ АФРИКАНСКИХ СТРАН

Карелина Е.В. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интерес к африканскому региону появился у Соединенных Штатов Америки почти с самого зарождения данного государства и актуален по сей день, несмотря на его спад в 90-е годы ХХ века. Африка воспринимается США как высокоперспективный, активно развивающийся и богатый ресурсами регион, интересный для сотрудничества. Африканский регион заинтересован в инвестиционном, торгово-экономическом, гуманитарном и другом сотрудничестве с США. Для этого требуется привлечение интереса американских политиков и бизнесменов, продвижение своих интересов. Все это связано с деятельностью африканского лобби, которое является частью механизма формирования африканской политики США. Данный аспект недостаточно изучен в отечественной литературе и является весьма актуальным.

Цель представленного исследования – охарактеризовать механизм формирования политики США в отношении африканских стран.

Главными участниками процесса разработки внешней политики США, в целом, традиционно являются Президент США, Государственный секретарь, советник Президента по вопросам национальной безопасности, министр обороны и директор ЦРУ.

Президент и Государственный секретарь уделяют внимание вопросам внешней политики, так как они несут ответственность в верхнем эшелоне аппарата, занимающегося внешней политикой страны. Министр обороны вносит свой вклад в анализ вопросов национальной безопасности, а советник президента по вопросам национальной безопасности согласовывает и сводит воедино действия и функции всех членов внешнеполитической команды. Разумеется, он хорошо знаком с приоритетами внешней политики Президента и часто выступает инициатором всесторонних обсуждений этих вопросов во время проведения заседании основных разработчиков внешней политики, на которых отсутствует Президент [1].

В своем интервью заместитель государственного секретаря США по вопросам политики Томас Р. Пикеринг сообщил как этот аппарат работает с Конгрессом в вопросах внешней политики. Он сказал, что весь внешнеполитический истэблишмент относится к роли Конгресса серьезно. Также, добавил Пикеринг, на Конгресс США возлагается обязанность финансирования правительственных программ, как в процессе формирования годового бюджета, так и часто в порядке выделения средств на чрезвычайной основе путем дополнительных ассигнований. Поэтому весьма важным является то, как этот орган, представляющий собой авторитетную часть американской системы государственной власти, отреагирует на ту или иную проблему [2, с. 6].

Однако бытует мнение, что Конгресс выполняет формальную функцию в сфере внешней политики. Между тем Конституция США наделяет законодательную власть весьма важными полномочиями в процессе ведения иностранных дел. Так, Конгресс вправе принимать нормы, регулирующие деятельность вооруженных сил, торговлю с иностранными государствами, набирать и содержать армии, флот, предусматривать порядок призыва милиции для обеспечения отражения нападений, исключительным правом объявлять войну, а также только с совета и согласия Сената президент США может заключать международные договоры [1].

В Конгрессе США существуют Комитет Палаты представителей по иностранным делам, который занимается вырабoткой законов в области международных отношений США и Комитет Сената США по международным отношениям, отвечающий за международное законодательство, а также за рассмотрение и финансирование программ международной помощи. Главой Комитета Палаты Представителей по иностранным делам с января 2013 года является конгрессмен от Калифорнии, республиканец Эд Ройс. В состав комитета входит, интересующий нас, подкомитет по Африке, всеобщему здравоохранению, правам человека и международным организациям и другие комитеты [6].

Председателем Комитета Сената США по внешним делам с 2015 года является сенатор от штата Теннесси, республиканец Боб Коркер. В состав комитета входят:

- подкомитет по делам Африки;

- подкомитет по международному развитию и зарубежной поддержке, экономическим вопросам, международной защите окружающей среды и Корпусу мира;

- и другие [3].

Также в Конгрессе США есть фракция чернокожих депутатов Конгресса – это политическая организация, состоящая из афроамериканских членов Конгресса Соединенных Штатов. Его председателем является Седрик Ричмонд из штата Луизиана [5].

В 2017 году президент США Дональд Трамп предложил сократить финансирование для Государственного департамента и Агентства США по международному развитию (USAID), однако большинство членов Конгресса выступило против этого предложения. Барбара Ли, член фракции чернокожих депутатов Конгресса, настаивала выделить 990 млн. долл. США для смягчения острого дефицита продовольствия в Сомали, Южном Судане, Нигерии и Йемене. Конгресс также расширил поддержку США в отношении программ здравоохранения, важных для Африки, таких как Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией [8].

В формировании политики по отношению к Африканским государствам немалую роль играет Центр Вильсона, зафрахтованный Конгрессом в 1968 году как официальный мемориал президенту Вудро Вильсону.

Центр Вильсона является основным беспартийным политическим форумом США для решения глобальных проблем посредством независимых исследований и открытого диалога для информирования эффективных идей для политического сообщества. Центр Вильсона через общественные встречи и мероприятия, в средствах массовой информации и в социальных сетях, в печатных изданиях и в Интернете, а также в широком спектре информационно-пропагандистских мероприятий занимается глобальным диалогом, распространением своих идей [2, с. 24-25; 4].

Нассери Кэрью, Управляющий директор по связям с общественностью корпорации «Вызовы тысячелетия» (MCC) рассказала о деятельности организации в отношении развития в африканских странах. Она подчеркнула, что «группы диаспоры находятся в сильной позиции, чтобы влиять на изменения». На самом деле мнение групп гражданского общества и диаспоры является определяющим фактором того, как МСС взаимодействует со странами-партнерами. Она утверждала, что если страна не присоединится к этапу отбора, МСС просит диаспору удержать страну в подотчетности и подтолкнуть ее в направлении соблюдения необходимых критериев. Кроме того, MCC просит страну-партнера проконсультироваться с гражданским обществом и частным сектором, с тем, чтобы предлагаемые проекты соответствовали фактическим потребностям страны в экономическом росте. Страны-партнеры должны быть прозрачными в отношении финансирования, расходов по контрактам, управления и статуса программы. Также организация дает отдельным лицам и предприятиям диаспоры возможность участвовать в проектах в своих странах. Учитывая важную роль диаспоры, МСС работает над укреплением своих отношений с общинами диаспоры через открытые форумы и конференции.

По Конституции США 1787 года правом прямой законодательной инициативы обладают только члены обеих палат Конгресса. То есть действия Центра Вильсона могут повлиять на членов конгресса, а они в свою очередь могут продвинуть некие идеи в своих фракциях и воплотить их в жизнь по схеме, приведенной в примере ниже.

Рассмотрим на основе конкретного законопроекта, как элементы механизма взаимодействуют вдруг с другом в процессе принятии закона. В мае 2017 года член палаты представителей от округа Миссури Лейси Клей-младший выступает с инициативой законопроекта под названием «Афроамериканский закон о гражданских правах от 2017 года». Он обращается в Комитет палаты представителей по природным ресурсам, так как этот комитет компетентен в вопросах, поднимаемых в данном законопроекте. Далее комитет обсуждает законопроект и с некими поправками выносит его на обсуждение всей палаты. После того как законопроект прошел все слушания в палате представителей и был изменен, согласно поправкам, он переходит в Сенат. В Сенате законопроект был заслушан дважды и передан в Комитет по энергетике и природным ресурсам. Комитет по энергетике и природным ресурсам, единогласно проголосовал за данный законопроект без всяческих поправок. После одобрения Сената Палата представителей предоставила законопроект президенту на подписание. Президент США подписал законопроект, и 8 января 2018 года он стал публичным законом [7].

Подводя итог, можно сказать, что для формирования эффективной внешней политики всем участникам механизма необходимо взаимодействовать, принимать во внимание мнения различных органов, партий и организаций. Потому что на международной арене США они должны выступать единым фронтом в поддержке важных внешнеполитических положений и в процессе претворения их в жизнь.

Библиографический список:

1. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств. Учебное пособие / Сост. В.В Маклаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство БЕК, 2000. – С 348-401.

2. Меняющая динамика процесса разработки внешней политики США [Электронный ресурс] // Внешняя политика США. – 2000. – №1. – С. 5-10. Режим доступа: http://sd.and.ru/doc/poli_10r.pdf. – 20.02.2018.

3. About. Subcommittees [Электронный ресурс] // United States Senate Committee on Foreign relations: офиц.сайт. – 2017. – Режим доступа: https://www.foreign.senate.gov/#sfrc. – 20.02.2018.

4. About the Wilson Center [Электронный ресурс] // Wilson Center: офиц.сайт. – 2017. – Режим доступа: https://www.wilsoncenter.org/about-the-wilson-center. – 20.02.2018.

5. About the Congressional Black Caucus [Электронный ресурс] // Congressional Black Caucus: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: https://cbc.house.gov/about/agenda.htm. – 20.02.2018.

6. About The House Foreign Affairs Committee [Электронный ресурс] // Foreign affairs committee: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: https://foreignaffairs.house.gov/about/. – 20.02.2018.

7. African American Civil Rights Network Act of 2017 [Электронный ресурс] // Congress.Gov: офиц.сайт. – 2017. – Режим доступа:

https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1927?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Karen+Bass+law%22%5D%7D&r=4. – 20.02.2018.

8. US Congress rejects Donald Trump's cuts in aid to Africa [Электронный ресурс] // The EastAfrican: офиц. сайт. – 03.05.2017. – Режим доступа: http://www.theeastafrican.co.ke/news/Congress-rejects-Donald-Trump-aid-cuts/2558-3911952-6kp1khz/index.html. – 20.02.2018.

Просмотров работы: 190