ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Дружкова Е.А. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «модуль» пришел в педагогические науки из информатики, модульное обучение начало зарождаться еще в конце 60-х гг. XX в., получив распространение в англоязычных странах. В России модульное обучение появилось благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и его учеников в конце 80-х гг. [6]

Модуль в педагогике определяется как целевой функциональный узел, объединяющий в себе учебное содержание и технологию овладения им в одно целое. Сущность модульного обучения состоит в структурировании содержания обучения в автономные организационно-методические блоки – модули, содержание и объем которых может варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации, а также желаний обучающихся, и которые учитывают выбор индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть как обязательными для выполнения, так и элективными. Функции педагога в модульном обучении заключатся в информационной помощи, контролирующей, консультирующей и координирующей деятельности. Учитель в системе модульного обучения – партнер, консультант, помощник. [5]

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.А. Юцявичене. В дальнейшем идеи П.А. Юцявичене развиты С.Я. Батышевым, К.Я. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

Основными целями технологии модульного обучения являются: комфортный темп работы обучаемого; определение им своих возможностей; гибкое построение содержание обучения; интеграция различных его видов и форм; формирование у обучающихся навыков самообразования и достижение ими высокого уровня конечных результатов (по П.А. Юцявичене). [6]

Для успешной организации модульного обучения педагогу необходимо разработать модульную программу, состоящую из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, которые бы обеспечивали достижение данной цели (структурирование содержания учебного предмета). Обычно это крупные блоки содержания предмета. Следующим шагом является определение так называемых интегрирующих дидактических целей для каждого из модулей. И на последнем шаге определяются частные дидактические цели и разрабатываются учебные элементы, из которых состоит модуль. [3]

Каждый учебный элемент в модульной программе состоит из трех блоков:

  • координирующего, в котором обозначены дидактические цели и приведены названия соответствующих учебных элементов;

  • информационного, представленного в виде коротких, разделенных между собой иллюстрированных текстов;

  • контролирующего, содержащего тесты и практические задания.

Остановимся на характеристике модульного урока, как основной единице модуля. Модульный урок отличается от обычного. Это отличие заключается в первую очередь в подготовке урока учителем. Сначала следует разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей (информационных блоков), обеспечивающих достижение цели. Схематично это выглядит так: комплексная дидактическая цель – интегрирующие дидактические цели для построения модулей – частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Затем учитель определяет содержание, объем, последовательность учебных элементов, время на каждый из них, вид работы. Формулирует для учеников интегрирующую цель, в которой указано, что он должен знать к концу пособия, задания, диктанта.

И, наконец, учитель оформляет методическое пособие для учеников в виде брошюры, ксерокопирует или печатает на машинке (пишет от руки) в количестве, достаточном для всего класса. [1]

Исходя из всего вышесказанного, можно составить схему модульного урока. В ходе урока ученики работают с пособием, а учитель осуществляет контроль, общаясь с учениками, помогая слабым, поощряя сильных.

Установлена следующая оптимальная структура модуля: каждый модуль структурно состоит из: а) выделенных учебных элементов плюс б) три дополнительных учебных элемента. Дополнительные элементы занимают в структуре модуля всегда определенное место: один из них всегда идет пер­вым и нумеруется нулевым (УЭ-0); второй дополнительный элемент – предпоследним, третий дополнительный элемент – последним. Каждый из них выполняет определенную функцию. Так, нулевой учебный элемент предназначен для раскрытия целей модуля; в предпоследнем учебном элементе дается резюме-обобщение информационного материала, представ­ленного в модуле; последний учебный элемент предназначен для контроля. Модуль может быть представлен в виде таблицы следующей формы:

№ строки

№ модуля

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Рекомендуется к модулю делать вкладной лист («консультация педаго­гу»), в котором излагаются методические советы учителю. Это поможет учителям, работающим по готовым модулям, правильно организовать учеб­ный процесс в соответствии с предлагаемой технологией. [2]

Ниже представлен нулевой учебный элемент и один из последующих учебных элементов модуля «Моделирование и формализация» по информатике. [4]

УЭ0

Цель: на основании теоретических знаний о моделировании и формализации ты должен научиться:

  • различать понятия «модель», «система», «моделирование», «формализация», «визуализация», знать виды, свойства моделей;

  • понимать необходимость и способы применения моделей в жизни;

  • уметь с помощью компьютера разрабатывать и исследовать модели;

Обрати внимание на время, отведенное для выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха.

УЭ

Цель: познакомиться с примерами использования моделей в различных областях человеческой деятельности.

1. Объединитесь в группу из трех человек (соседние компьютеры)

2. С помощью учебника и Интернет найдите примеры использования моделей в 3 различных областях человеческой деятельности

3. Подготовьте презентацию и выступление, иллюстрирующие ваши примеры

4. Выступите перед классом со своим мини-докладом

5. Другие группы должны оценить ваше выступление и проставить баллы на листе контроля в таблице к УЭ

Время выполнения не более 25–30 минут.

Выступление рассчитывайте на 2–3 минуты.

Преимуществами модульного обучения являются гибкость содержания обучения путем введения модулей повышенной сложности; возможность выбора обучающимся темпа освоения темы в зависимости от его уровня подготовки; возможность обучающегося контролировать свою деятельность; самостоятельное (либо с минимальной долей помощи) достижение конкретных образовательных целей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что модульное обучение дает педагогу возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Список литературы:

  1. Атанаев Т.Б., Жусуева Б.Ж., Бугубаева В.Т., Омуралиева Ч.А. Построение и реализация учебного процесса по модульной технологии обучения // Известия вузов Кыргызстана. – 2011. – № 4. – С. 224-226.

  2. Дзугаева З.Р., Джумабаев Р.Р. Технология модульного обучения как средство успешного развития учащихся // Научные исследования. – 2017. – № 4. – С. 62-63.

  3. Ключникова О.В. Использование модульного подхода при обучении информатике студентов в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2012. – № 3. – С. 46-49.

  4. Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 152 с.

  5. Эрреро В.Е. Модульные уроки: что это такое? // Открытая школа. – 1997. - № 2. - С. 54 – 55.

  6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989. – 286 с.

Просмотров работы: 324