Интернет или же World Wide Web (WWW) – это относительно новое средство массовой коммуникации, которую отличает отсутствие организационного управления, высокая скорость распространения информации и интерактивность коммуникации.
Выделяют три основных вида деятельности, осуществляемую пользователями интернета: познавательную, игровую и коммуникативную. Они оказывают значительное влияние на личность, как позитивное, так и негативное:
1. Увлечённость познанием в сфере программирования и телекоммуникаций, крайний вариант – хакерство.
2. Увлечённость компьютерными играми и играми посредством Интернета, вплоть до игровой зависимости.
3. Увлечённость сетевой коммуникацией, предполагающая социальные сети вплоть до интернет-аддикции [3].
Интернет-коммуникация разнообразна и имеет свои особенности, наиболее важной, из которых, мы предполагаем, является анонимность.
Текстовая интернет-коммуникация лишена невербальных средств общения, а эмоции зачастую и вовсе представлены набором символов-смайлов или картинками, что даёт возможность сокрытия истинных эмоцией и выражение тех, которые удобны.
Анонимность также предоставляет возможность скрыть значимые характеристики реального «Я», такие как пол, возраст, внешность, образование, социальный статус и использовать вместо них те, что приближены к идеальному «Я» личности. Благодаря этому в виртуальном пространстве происходит коммуникация не просто между персонами, социальными масками, а «идеальными» персонами, которые становятся ещё одним пластом защиты идентичности.
Мы можем также предположить, что значимость виртуального «Я» обусловлена прежде всего его близостью по сравнению с реальным к Я-идеальному, при котором путь к самоактуализации сокращается, а его «виртуальность» не требует особых затрат со стороны личности.
А. Жичкина предлагает следующее объяснение, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие – нет. Это степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый – это ролевая ригидность, которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй – это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах). Исходя из этого, А. Жичкина, делает предположение, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью[4].
Пристрастие к частой смене никнеймов, созданию различных виртуальных личностей может быть связана с подростковым кризисом идентичности и носить временный характер, предполагая реализацию различных аспектов «Я» и переживание кризиса. С этой точки зрения, интернет становится относительно безопасной базой поисков стратегий поведения и идентичности подростка.
К. Янг отмечает, что создание виртуальной идентичности в целом идет по следующим трем стратегиям: а) через выражение в ней «идеального Я» субъекта, что в качестве своих психологических оснований может иметь низкую самооценку, повышенную тревожность, депрессивные состояния и т.п.; б) через отражение в ней бессознательных компонентов “Я”, не выражающихся в реальности из-за действия механизмов психологических защит; в) через создание универсального с точки зрения норм виртуального взаимодействия «персонажа», имеющего ролевое признание в любых сетевых сообществах[5].
Необходимо также отметить, что интернет-коммуникация, происходящая между людьми, которые знакомы и поддерживают контакт в объективной реальности, испытывает на себе гораздо более низкую степень воздействия виртуальных конструктов «Я».
Таким образом, проанализировав некоторые особенности интернет-коммуникации, мы можем сделать следующие выводы о том, как строится виртуальные «Я» и общение между ними. Нами сделаны предположения о том, что «Я»-виртуальное не равно реальному «Я» и воплощает идеальный образ себя в виртуальной реальности, в том числе и в общении, чем в первую очередь и привлекательно для личности. Наши дальнейшие исследования будут посвящены эмпирической проверке гипотез.
Список использованных источников:
1. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации / Е.П. Белинская. –Москва : МПСУ, 2013. – 192 с.
2. Войскунский А. Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы / А.Е. Войскунский // Человек. – 2016. – № 1. – С. 36–49.
3. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е.Войскунский. – Москва : Терра-Можайск, 2000. – 432 с.
4. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / А.Е. Жичкина // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 72 – 80.
5. Young K.S. Caught in the Net: How to recognize the signs of Internet addiction and a winning strategy for recovery. – N.Y., 1998.