По данным Росстата 65 тысяч семей в России занесены в список семей, находящихся в социально опасном положении, что составляет в общей сложности 200 тыс. человек, из них 60% - детей и эта цифра стремительно растет [6]. В обществе назревает вопрос: «Как помочь таким семьям, и как исправить положение, которые мы сейчас имеем?». Для этого в социальной работе используют множество технологий по предоставлению помощи нуждающимся семьям в различных сферах. Такие как: социальная реабилитация, адаптация, социокультурная деятельность, консультирование, социально-правовая помощь, и т.д. В нашей статье мы остановимся на социокультурной деятельности.
Социокультурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д.) [4].
Социокультурная деятельность — это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности [5].
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства, но как только появляются какие либо проблемы в семье, среди детей наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний. Их появление не всегда обусловлено наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Социальный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, тяжелым материальным положением, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. В связи с этим необходимо проводить следующие формы социокультурной деятельности с родителями и их детьми, находящимися в социально опасном положении: отдых, развлечение, праздник, творчество, самообразование.
Отдых — социокультурная деятельность, снимающая усталость и напряжение, восстанавливающая как физические, так и эмоциональные ресурсы человека. В структуру отдыха входят самостоятельные занятия физическими упражнениями, нетяжелая работа по дому, активный отдых, игры с детьми, прогулки и т.д.
Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной жизни. Этот вид имеет значительный организационный потенциал, особенно при учете всего разнообразия видов детских развлечений.
Праздник - это день, посвященный отдыху. Праздники имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у членов семьи радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация).
Творчество также рассматривается в современной педагогике как вид социокультурной деятельности. Основные виды творческой деятельности это — изобразительная деятельность, художественно-продуктивный труд (лепка, аппликация), театрализованная деятельность, музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах и др.).
Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, культуры и техники, управляемая самой личностью, а также самообразование осуществляется под руководством взрослых.
В социальной работе уже достаточно давно уделяется внимание социокультурной деятельности как технологии, но они не достаточно эффективны, вследствие этого требуется включение инновационных методов социокультурной деятельности.
Инновация, как социальная технология — создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения.
По мнению Платонова, инновация — это реализованная творческая идея, создавшая новую социальную или экономическую ценность, востребованную обществом, которая может в дальнейшем быть использована в практической деятельности [3].
К важнейшим характеристикам инноваций специалисты относят:
- приоритетность — показывает потенциальную практическую полезность и экономическую безопасность, как следствие — конкурентоспособность инновации;
- универсальность — означает потенциальную возможность инновации быть использованной в различных предпринимательских сферах;
- коммерциализуемость — характеризует величину инвестиционного спроса на новшество и его потенциальной прибыльностью (с учетом возможных рисков);
- безопасность — характеризует экологическую безопасность при использовании новшества, гарантию безопасности людей и надежность техники;
- технологичность — характеризует способность новшества включаться в технологическую систему, улучшая при этом ее характеристики;
- социальность — характеризует возможный социальный эффект от использования новшества.
Учитывая все представленные характеристики, создаются инновационные формы работы. Так в городе Свердловске демонстрируют уникальный опыт профилактики социального сиротства и помощи детям, создали региональную общественную организацию «Аистенок». Данная организация представляет 10-летний опыт работы с родителями и семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Занятия направлены на взаимодействие взрослого и ребенка, на развитие взаимопонимания. Работа проводится в группах в паре «родитель – ребенок» для приемных и родных семей, а также для семей социально опасного положения. Для родителей это прекрасная возможность узнать своего ребенка лучше, несмотря на то, родной он или приемный. В рамках проекта проводится тестирование, консультирование психолога, психотерапевта, врача-педиатра, невролога, воспитателя, а также проводятся занятия творческого, спортивного характера. Школа работает для семей с детьми от 1,5 до 4 лет. Курс рассчитан на 3 месяца.
В Ульяновской области в г. Барыше создан «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства». На базе данного Центра реализуется детско-родительский клуб «Семь+ Я» участниками клуба являются родители из разных категорий семей: неполные, многодетные, опекунские, находящиеся в социально опасном положении и семьи «группы риска», которые принимают активное участие в жизни Центра. Родители участвуют в проведении совместных тематических мероприятий, семейных праздников, организуют праздничные чаепития и походы в лес.
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране активно развивается инновационная форма работы в сфере социокультурной деятельности, что более эффективно и продуктивно сказывается на семьях.
Библиографический список:
1. Авдонина, И. Е. Этика и психология семейных отношений (психолого-педагогические аспекты): Учеб. пособие / И. Е. Авдонина, М. В. Носкова. — Екатеринбург: изд. дом «Ажур», 2010. — 248 с.
2. Кравченко, А. И. Социальная работа / А. И. Кравченко. — М.: Издательство Проспект, 2008. — С. 67.
3. Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.
4. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 200с.
5. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей/ Е.И.Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 212с.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.02.2018).