СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Ильдейкина Д.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества – это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья – ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. Однако на сегодняшний день наша страна находится в нестабильной социально-экономической и политической ситуации, что пагубно влияет на семьи. В таких условиях семьи встречаются лицом к лицу с различными проблемами и трудностями, многие из них не могут самостоятельно справиться с ними, нуждаются в помощи специалистов. Появляется в нашей действительности такое понятие, как «семья, находящаяся в социально опасном положении».

По данным Росстата 65 тысяч семей в России занесены в список семей, находящихся в социально опасном положении, что составляет в общей сложности 200 тыс. человек, из них 60% - детей и эта цифра стремительно растет [6]. В обществе назревает вопрос: «Как помочь таким семьям, и как исправить положение, которые мы сейчас имеем?». Для этого в социальной работе используют множество технологий по предоставлению помощи нуждающимся семьям в различных сферах. Такие как: социальная реабилитация, адаптация, социокультурная деятельность, консультирование, социально-правовая помощь, и т.д. В нашей статье мы остановимся на социокультурной деятельности.

Социокультурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д.) [4].

Социокультурная деятельность — это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности [5].

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства, но как только появляются какие либо проблемы в семье, среди детей наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний. Их появление не всегда обусловлено наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Социальный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, тяжелым материальным положением, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. В связи с этим необходимо проводить следующие формы социокультурной деятельности с родителями и их детьми, находящимися в социально опасном положении: отдых, развлечение, праздник, творчество, самообразование.

Отдых — социокультурная деятельность, снимающая усталость и напряжение, восстанавливающая как физические, так и эмоциональные ресурсы человека. В структуру отдыха входят самостоятельные занятия физическими упражнениями, нетяжелая работа по дому, активный отдых, игры с детьми, прогулки и т.д.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной жизни. Этот вид имеет значительный организационный потенциал, особенно при учете всего разнообразия видов детских развлечений.

Праздник - это день, посвященный отдыху. Праздники имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у членов семьи радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация).

Творчество также рассматривается в современной педагогике как вид социокультурной деятельности. Основные виды творческой деятельности это — изобразительная деятельность, художественно-продуктивный труд (лепка, аппликация), театрализованная деятельность, музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах и др.).

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, культуры и техники, управляемая самой личностью, а также самообразование осуществляется под руководством взрослых.

В социальной работе уже достаточно давно уделяется внимание социокультурной деятельности как технологии, но они не достаточно эффективны, вследствие этого требуется включение инновационных методов социокультурной деятельности.

Инновация, как социальная технология — создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения.

По мнению Платонова, инновация — это реализованная творческая идея, создавшая новую социальную или экономическую ценность, востребованную обществом, которая может в дальнейшем быть использована в практической деятельности [3].

К важнейшим характеристикам инноваций специалисты относят:

- приоритетность — показывает потенциальную практическую полезность и экономическую безопасность, как следствие — конкурентоспособность инновации;

- универсальность — означает потенциальную возможность инновации быть использованной в различных предпринимательских сферах;

- коммерциализуемость — характеризует величину инвестиционного спроса на новшество и его потенциальной прибыльностью (с учетом возможных рисков);

- безопасность — характеризует экологическую безопасность при использовании новшества, гарантию безопасности людей и надежность техники;

- технологичность — характеризует способность новшества включаться в технологическую систему, улучшая при этом ее характеристики;

- социальность — характеризует возможный социальный эффект от использования новшества.

Учитывая все представленные характеристики, создаются инновационные формы работы. Так в городе Свердловске демонстрируют уникальный опыт профилактики социального сиротства и помощи детям, создали региональную общественную организацию «Аистенок». Данная организация представляет 10-летний опыт работы с родителями и семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Занятия направлены на взаимодействие взрослого и ребенка, на развитие взаимопонимания. Работа проводится в группах в паре «родитель – ребенок» для приемных и родных семей, а также для семей социально опасного положения. Для родителей это прекрасная возможность узнать своего ребенка лучше, несмотря на то, родной он или приемный. В рамках проекта проводится тестирование, консультирование психолога, психотерапевта, врача-педиатра, невролога, воспитателя, а также проводятся занятия творческого, спортивного характера. Школа работает для семей с детьми от 1,5 до 4 лет. Курс рассчитан на 3 месяца.

В Ульяновской области в г. Барыше создан «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства». На базе данного Центра реализуется детско-родительский клуб «Семь+ Я» участниками клуба являются родители из разных категорий семей: неполные, многодетные, опекунские, находящиеся в социально опасном положении и семьи «группы риска», которые принимают активное участие в жизни Центра. Родители участвуют в проведении совместных тематических мероприятий, семейных праздников, организуют праздничные чаепития и походы в лес.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране активно развивается инновационная форма работы в сфере социокультурной деятельности, что более эффективно и продуктивно сказывается на семьях.

Библиографический список:

1. Авдонина, И. Е. Этика и психология семейных отношений (психолого-педагогические аспекты): Учеб. пособие / И. Е. Авдонина, М. В. Носкова. — Екатеринбург: изд. дом «Ажур», 2010. — 248 с.

2. Кравченко, А. И. Социальная работа / А. И. Кравченко. — М.: Издательство Проспект, 2008. — С. 67.

3. Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.

4. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 200с.

5. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей/ Е.И.Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 212с.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.02.2018).

Просмотров работы: 124