АМЕРИКАНО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АМЕРИКАНО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Клопова А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Курс заявленной и проводимой политики администрацией нового президента Дональда Трампа в отношении Кубы коренным образом отличается от вектора его предшественника – теперь она направлена на сокращение потока американских инвестиций в долларах на остров, т.е. укрепление эмбарго в отношении Кубы. Президентский меморандум о национальной безопасности, который он подписал на сцене в Майами перед шумной толпой кубинских эмигрантов (что является немаловажным знаком), запрещает резидентам США частные путешествия на Кубу, а также финансовые операции с кубинскими государственными предприятиями, управляемыми вооруженными силами. Эксперты задаются вопросом, могут ли новые санкции ухудшить положение туристического бизнеса на Кубе и стоит ли ждать дальнейшего регресса в отношениях двух государств.

Актуальность данной статьи обусловлена коренными изменениями во внешней политике Соединенных Штатов Америки в отношении Гаваны, в частности в отношении посещения гражданами США Кубы, в период президентства Б. Обамы. Целью данной работы является исследование условий и возможности посещения Острова Свободы американскими гражданами. В отечественной науке данная сфера кубино-американских отношений на данный момент не рассматривалась отдельно от ограничений введенных правительством Соединенных Штатов в отношении Гаваны. В американской науке в начале XXI века большое распространение получило мнение, что для экономики США это только плюс – американцы чаще отдыхают на территории Соединенных Штатов, а валюта не попадает (Ш. Робин, К. Суддаби) [6; 7]. После «кубинской оттепели» большее распространение получили идеи о том, что подобное мнение не имеет под собой никакого подкрепления – желание отдыхать на Кубе у американцев с каждым годом только росло. Они стабильно занимают 3 место после Канады среди въезжающих на Кубу туристов.

Чтобы дать полный и объективный анализ развития нынешней ситуации в туристической сфере в отношениях между Кубой и США, необходимо рассмотреть ретроспективу вопроса. До прихода к власти Ф. Кастро Куба была популярным местом отдыха, как у законопослушных граждан среднего класса, так и идеальным местом для разного вида незаконной на территории США и большинства цивилизованных стран деятельности. Слова известный драматурга и сценариста Артура Миллера, часто бывавшего в период диктатуры Батиста на Кубе из-за съемок фильмов, подтверждает данное описание: «Это безнадежно коррумпированное общество, «игровая площадка» для мафии, сплошные бордели для американцев и других иностранцев» [3].

Приток туристов был во многом обусловлен близостью Кубы к Соединенным Штатам и разрешенным алкоголем, в контрасте с США, где в 20-х гг. XX в. был «сухой закон» и ограничения на азартные игры. Туризм стал третьим по величине источником иностранной валюты для Кубы (первое и второе место занимали продажа сахара и табака). Такие популярные в США алкогольные коктейли как дайкири и мохито, впервые появились именно на Острове Свободы. В течении 1930-х и 1940-х гг. туристический поток резко снизился (причиной были «Великая депрессия» и Вторая Мировая война) и вернулся на прежний уровень только в 1950-х гг., став «латинским Лас Вегасом».

После свержения режима Батиста путешествие американцев на Кубу рассматривались Правительством Соединенных Штатов как «действия, имеющие значительные последствия для политики и обладающие потенциалом в перспективе нанести ущерб национальным интересам США» [4]. Ограничения на поездки не означают фактического запрета, а создают рамки на использование паспортом гражданина США и/или на прямые рейсы, а также на использование наличных на территории Кубы. Эти ограничения вытекали из действующих экономических санкций, наложенных на правительство Острова Свободы в соответствии с перечисленными ниже законами: Foreign Assistance Act (1961), Cuban Assets Control Regulations (1961), Helms–Burton Act of 1996, The Cuban Democracy Act (1992), Trade Sanctions Reform and Export Enhancement Act (2000) [4].

Правила регулирования кубинских активов требуют, чтобы лица, попадающие под юрисдикцию законов США, получили лицензию для участия в любых финансовых операциях, связанных с поездками на Кубу. Вопросы, связанные исключительно с туристическими поездками, не подлежат лицензированию, т.е. являются незаконными [2].

С конца 1980-х годов правительство Кубы сделало ставку на туристический бизнес, определив его приоритетным сектором из-за возможности привлечения иностранную валюту из-за рубежа. Международный туризм сегодня, по крайней мере, в денежном выражении, является основным источником твердой валюты для кубинского правительства. Куба снова становится одним из самых популярных мест для отдыха среди курортов Карибского бассейна. Индустрия туризма, которая была относительно небольшой до 1990 года, росла на 18,5 % ежегодно после легализации стагнации в экономике в 1993 году, некоторое снижение произошло после терактов 11 сентября 2001 года. Что более важно, произошло значительное усиление интеграции между туристическим и производственным секторами Кубы. Доля товаров местного производства, используемых в туристической отрасли, увеличилась с 12 % в 1990 году до 68 % в 2002 году. При этом стоит отметить, что еще в 1980-х гг. импортировались почти все продукты питания и оснащение для гостиниц и ресторанов (такие как минеральные воды, безалкогольные и алкогольные напитки, мясо, омнибусы, кондиционеры, телефоны и электронное оборудование) [6].

В начале XXI века, осознавая потенциал неосвоенного кубинского рынка сбыта, все большее число сторонников свободного рынка в Конгрессе, поддерживаемых законодателями Запада и Великих равнин, представляющие агробизнес, каждый год с 2000 года пытались снять запрет на путешествия на Кубу. Четыре раза за это время Палата представителей Соединенных Штатов одобряла законопроект, отменяющий запрет на поездки, а в 2003 году Сенат США впервые последовал их примеру. Каждый раз Дж. Буш-младший грозил наложить вето на законопроект, тем самым заставляя Конгресс отказаться от попыток отменить закон. Некоторые граждане Соединенных Штатов обойти запрет на поездку на Кубу из другой страны (например, Мексика, Багамские Острова, Канада или Коста-Рика), поскольку кубинские иммиграционные власти обычно не ставят печать в паспорте, а вместо этого выдают кубинскую визу на отдельном бланке. При этом граждане США рисковали получить штраф со стороны правительства США, если они будут доказан факт их пребывания на кубинской территории. До 20 июля 2015 года на Кубе не было посольства или консульства США, а представительство Соединенных Штатов ограничивалось небольшим отделом (Section of Interests).

После официального восстановления дипломатических отношений в законодательстве США появилась туманная возможность для граждан США совершать туристические поездки на Остров. В перечне разрешенных целей для поездки появилась категория «человеческое общение», также включенная в список в рамках программы послабления отношений с Кубой. За 2015 год Кубу посетило 150 тыс. человек, а в 2014 – 91 тыс. (данные являются приблизительными, по причине визитов американских граждан на Кубу из третьих стран). В тоже время, Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) расценивает любую поездку американских граждан на Кубу без определенной цели как нарушение закона [8]. C 2017 г., согласно Президентскому Меморандуму, путешествия по категории «культурный обмен» запрещено, но американские туристы нашли «лазейку» и теперь путешествуют по категории «поддержка кубинского народа» [5].

Число туристов из США в 2016 году (без учета американцев кубинского происхождения, т.к. для них нет ограничений на посещение Кубы) составило 284 937 человек – всего 7 процентов от 4,1 миллиона иностранных туристов Кубы в этом году. При этом нужно учитывать тот факт, что официально, даже в период политики сближения между Вашингтоном и Гаваной, путешествия могли быть осуществлены в рамках 12 определенных категорий туризма:

- посещение семьи;

- официальные визиты правительства США;

- журналистская деятельность;

- профессиональные мероприятия;

- образовательная деятельность;

- религиозная деятельность;

- публичные выступления, конференции, мастерские, спортивные и другие соревнования и выставки;

- поддержка кубинского народа;

- гуманитарные проекты;

- деятельность частных фондов или исследовательских или учебных институтов;

- экспорт, импорт или передача информации или информационных материалов;

- определенные разрешенные экспортные операции [2].

При этом сохраняющееся многие десятилетия американское эмбарго в отношении Кубы, снять которое может только Конгресс США, запрещает американский «туризм» как таковой. К тому же всплеск интереса к путешествиям подхлестнули голливудские знаменитости и их фотографии в социальных сетях: Мадонна, Кейт Мосс, Пэрис Хилтон, Бейонсе. Также был организован первый концерт американских музыкантов на Кубе – электронная группа Major Lazor дала бесплатный концерт в Гаване в марте 2016 года, положив, таким образом, начало культурному обмену между двумя государствами.

Важным элементом туризма является транспортное сообщение между государствами. Официальные лица США и Кубы подписали двустороннее соглашение (в меморандуме о взаимопонимании) в феврале 2016 года, разрешающее регулярные воздушные рейсы (до этого осуществлялись только чартерные рейсов, которые работали между двумя странами на протяжении многих лет). Это соглашение предоставило американским перевозчикам возможность создать около 110 ежедневных рейсов туда и обратно между Соединенными Штатами и Кубой, включая 20 ежедневных рейсов из Гаваны и обратно. В июне 2016 года Министерство транспорта объявило, что шесть авиакомпаний США получили разрешение на обеспечение воздушного сообщения из пяти городами США (Майами, Форт-Лодердейл, Чикаго, Филадельфия и Миннеаполис-Сент-Пол) и девяти кубинских городов, кроме Гаваны. JetBlue стала первой авиакомпанией США, которая начала регулярные рейсы в августе 2016 года. В этом же месяце Министерство транспорта предоставило разрешение еще восьми авиакомпаниям США на предоставление 20 регулярных рейсов (Атланта, Шарлотта, Форт-Лодердейл, Хьюстон, Лос-Анджелес, Майами, Ньюарк, Нью-Йорк [JFK], Орландо и Тампа). American Airlines стала первой авиакомпанией, которая начала регулярные прямые рейсы в Гавану из Майами в ноябре 2016 года. Начав так активно, к 2017 году авиасообщение пошло на убыль. В 2017 году три авиакомпании США, которые осуществляли воздушное сообщение с Кубой – Silver Airways, Frontier Airlines и Spirit Airlines – прекратили свои рейсы на Кубу, сославшись на конкуренцию со стороны других авиакомпаний и низкий спрос. Silver Airways завершила свои рейсы из Форт-Лодердейла в семь кубинских городов в апреле, тогда как Frontier Airlines и Spirit Airline понесли свои рейсы из Майами и Форт-Лодердейла соответственно в Гавану к июню. Еще один авиаперевозчик Alaska Airlines объявил, что он прекратит свой ежедневный рейс из Лос-Анджелеса в Гавану в январе 2018 года из-за усиления ограничений на поездки на Кубу. Другие авиакомпании, которые в настоящее время обслуживают Кубу, также сократили количество своих рейсов.

Американская авиагрузовая компания FedEx должна была начать свою деятельность на Кубе в апреле 2017 года, но компания дважды запрашивала отсрочку перед началом работы, которое в настоящее время планируется осуществить с 15 июня 2018 года. В мае 2016 года Подкомитет по вопросам транспортной безопасности Комитета Палаты Представителей по национальной безопасности провел слушание по потенциальным угрозам безопасности в связи с возобновлением регулярных рейсов на Кубу. Некоторые члены Конгресса выразили озабоченность в связи с тем, что оборудование и осуществление досмотра пассажиров в аэропортах Кубы были недостаточными и что президент и его администрация «погорячились» организовав регулярное воздушное сообщение с Кубой в столь короткие сроки. Другие участники дискуссии рассматривали такие проблемы как предлог для замедления или сведения на «нет» усилий администрации Б. Обамы по нормализации отношений с Кубой. Официальные лица Департамента внутренней безопасности (включая таможню, пограничную охрану и администрацию транспортной безопасности) засвидетельствовали на слушаниях, касающихся их работы, что обеспечили безопасность пассажиров при увеличении объема коммерческих воздушных путешествий с Кубы. Впоследствии, в сентябре 2016 года, Соединенные Штаты и Куба завершили разработку соглашения об авиационной безопасности для использования американских офицеров безопасности на рейсах между двумя государствами, широко известных как воздушные маршалы [8].

В 2017 году Трамп дал понять, что постарается положить конец этому «дикому» американскому туризму, что он и сделал, убрав категорию «человеческое общение». «Мы обеспечим соблюдение запрета на туризм и эмбарго», – заявил президент на выступлении в Майами, а Белый дом поддержал этот посыл: «Наша политика усиливает ограничения на поездки с целью поддержания законодательного запрета туризма американских граждан на Кубу» [5]. Это означает, что власти США, обеспечивающие эмбарго в отношении Кубы, будут строже проверять американских граждан, желающих посетить остров. Тем не менее, Белый дом подчеркнул, что американцы кубинского происхождения «смогут и впредь посещать своих родственников на Кубе и отправлять им денежные переводы», как было разрешено при администрации Обамы. Что касается денежных операций, гражданам посещающим Кубу необходимо было использовать только наличные – банковские карты там не действуют [1].

Таким образом, изменения внесенные администрацией Б. Обамы во внешнюю политику США в отношении Кубы открыла совершенно новые возможности во взаимодействии с кубинским правительством. Экономические связи с Кубой в будущем будут снижаться, если Д. Трамп продолжит заданный кус на свертывание достижений «кубинской оттепели», при учете того факта, что эмбарго и многочисленные санкции против Кубы остаются в силе.

Библиографический список:

9 Флэтчер, П. Кубинский откат: как Трамп восстанавливает санкции против Гаваны [Электронный ресурс] // BBC Русская служба: офиц. сайт. – 17.07.2017. – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-40310907. – 05.12.2017.

2 Cuba [Электронный ресурс] // Travel. State. Gov: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа:

https://travel.state.gov/content/travel/en/international-travel/International-Travel-Country-Information-Pages/Cuba.html. – 05.12.2017.

3 Cuba Before the Revolution [Электронный ресурс] // Jacobin Magazine. – 2015. – September. – 06. – Режим доступа:

https://www.jacobinmag.com/2015/09/cuban-revolution-fidel-castro-casinos-batista. – 05.12.2017.

4 Cuba Sanctions [Электронный ресурс] //U.S. Department of State: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа:

https://www.state.gov/e/eb/tfs/spi/cuba/index.htm. – 05.12.2017.

5 National Security Presidential Memorandum [Электронный ресурс] // WhiteHouse.gov: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/10/05/national-security-presidential-memorandum. – 05.12.2017.

6 Robyn, D. The impact on the U.S. economy of lifting restrictions on travel to Cuba [Электронный ресурс] / D. Robyn, J. D. Reitzes, B. Church // The Association for the Study of the Cuban Economy. – 2002. – November. – 30. – P. 262-275. – Режим доступа: https://ascecuba.org//c/wp-content/uploads/2014/09/v12-robyn.pdf. – 05.12.2017.

7 Suddaby, C. Cuba’s tourism industry [Электронный ресурс] // The Association for the Study of the Cuban Economy. – 1998. – Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/b1e6/d60b31f3e3f6965390bb3cfc6fe00df130e4.pdf. – 05.12.2017.

8 Sullivan, M. P. Cuba: U.S. Policy in the 115th Congress [Электронный ресурс] / M.P. Sullivan // Federation of American Scientists. – 2017. – November. – 22. – Режим доступа: https://fas.org/sgp/crs/row/R44822.pdf. – 05.12.2017.

9 Turismo Internacional: Indicadores seleccionados [Электронный ресурс] // La Oficina Nacional de Estadística e Información (ONEI). – 2016. – Marzo. – Режим доступа :

http://www.one.cu/publicaciones/06turismoycomercio/indturismointernac/publicaciondic15.pdf. – 27.12.17.

Просмотров работы: 187