ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Петрянкина А.С. 1
1ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст является своеобразным переходом от детства к взрослости. Этот переход характеризуется глубокими изменениями условий, которые влияют на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологических изменений, происходящих в организме, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта, способностей и, конечно же, эмоционального развития.

В эмоциональной сфере подростков происходят значительные изменения по сравнению, например, с младшим школьным возрастом. Так, характерными чертами эмоциональной сферы подростков являются:

  1. высокая устойчивость эмоциональных переживаний;

  2. высокий уровень тревожности (по данным В. Н. Кисловской);

  3. противоречивость чувств. Например, перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно;

  4. очень высокая эмоциональная возбудимость;

  5. внутренний эмоциональный конфликт из-за возможного несовпадения оценки и самооценки.

Как можно заметить, в подростковом возрасте проявляется большой всплеск в эмоциональной жизни. Многие авторы связывают это с процессами возбуждения и торможения. В этот период процесс возбуждения нарастает, а процесс торможения ослабевает. Иными словами, одни и те же события вызывают у подростков более яркие эмоциональные реакции, чем у младших школьников или взрослых.

Е. П. Ильин считает, подростки больше склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. А склонность к гневу выражена ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12–13 лет, а выраженность страха в этот период уменьшается.

В. Г. Казанская, в свою очередь, говорит, что для подростков характерно «застревание» на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных.

Существуют некоторые различия в проявлении эмоций у мальчиков и у девочек в подростковый период. Так, у девочек-подростков чаще проявляются обидчивость, резкие перепады настроения, повышенная слезливость. Мальчики же очень подвижны даже тогда, когда. Однако физиологическая перестройка организма подростков также может сопровождаться возникновением у них повышенной утомляемости.

Эмоции подростков в большей степени связаны с ведущим видом деятельности- общением. То есть характер и содержание эмоциональных реакций в этом возрасте определяется личностно-значимыми отношениями с другими людьми.

В подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей внешности. Формируется образ физического «Я». Из-за предания ему излишней значимости ребёнком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба- всё это расстраивает и иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости или даже нервной анорексии.

Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми. А бестактные замечания, подтверждающие худшие опасения подростка, могут усугубить пессимизм и дополнительно невротизируют.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности. И в это время подростку очень важно проявление внимания, тактичности со стороны взрослых. Родителям требуется перестраивать взаимоотношения с подростком так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем.

Список использованной литературы:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова— Москва.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин— Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 752 с.

  3. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления/ В. Г. Кулагина. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 177с.

  4. Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 281-284.

Просмотров работы: 1669