Поэтому, главным социальным институтом, который влияет на эмоциональную сферу ребенка, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в подростковом возрасте дети в большей степени склонны к аморальному поведению. Подростковый возраст является самым «сложным» периодом в детско-родительских отношениях, появляется «чувство взрослости» – важнейшее новообразование, возникающее у подростков. У ребенка в этом возрасте на первый план выходит коммуникативная деятельность, т. е. общение. Познавательная деятельность уходит на второй план. Всё это приводит к конфликтам в семье.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречия. Для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестный характер его поведения по отношению к взрослым.
Также подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Данный период отличается выходом ребёнка на новую социальну ю позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.
Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением. В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.
Если же отношения складываются плохо, то причины коренятся в первую очередьв неправильном отношении к ребенку в данное время или касаются предыдущих периодовего развития.
В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играют отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и так оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить.
Таким образом, для устойчивого эмоционального развития подростка требуется полноценное родительское воспитание.
Список используемых источников:
Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – С. 120-169.
Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, АСТ, 2001. – 800 с.