СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Ациева А.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная ситуация развития человечества такова, что возникновение единой информационной системы по всему миру требует появления человека - носителя универсального, общемирового знания, полученного в соответствии с общемировыми стандартами. Но наряду с этим многовековым опытом существования школ, в том числе и в нашей стране, доказано, что сельскую школу следует рассматривать как своего рода заповедник, «педагогическую провинцию», развивающуюся по своим законам даже при наличии одинакового (по сравнению с городскими школами) результата. Это означает, что условия протекания образовательно-воспитательного процесса, равно как и социально-педагогической работы, в сельской местности специфичны.

Подготовка социального педагога для работы с семьёй на селе, так же, как и учителя, собирающегося работать в сельской школе, должна отличаться особыми характеристиками, позволяющими работнику успешно адаптироваться и осуществлять свою деятельность в условиях села с наибольшей эффективностью. И в первую очередь это знание особенностей жизненного уклада, семейных традиций и отношений, а также психологии сельчан.

Социально-педагогическая работа школы с семьей на селе, в силу своей сущности, охватывает не только представителей конкретных семей. Совместная деятельность педагогов и родителей существенно расширяет зону социализации личности ребёнка, включая в неё различные общественные организации, здравоохранительные и правоохранительные органы. Фактически, функционирование школы как открытой системы в сельском социуме способствует сплачиванию жителей села, возвращению (в какой-то мере) к общинному образу жизни, воспитанию «на миру». Как известно, воспитание «всем миром» - это и есть социальное воспитание.

Наиболее востребованным направлением социально-педагогической работы школы с семьёй в ходе нашего опыта стало педагогическое просвещение родителей. Исследование показало, что родители готовы оказывать всевозможную помощь школе при условии умелого и грамотного руководства.

Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу семьи, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между школой и семьей.

Изменение целей взаимодействия приводит к перестройке содержания, форм и методов работы учителя с родителями. Массовые формы такой работы, несмотря на сохранение своей значимости, все более уступают место индивидуальным и групповым, а методы словесного воздействия – активной совместной воспитательной деятельности учителей иродителей.

Нужно отметить, что говоря «воспитательная деятельность учителей и родителей» мы имеем в виду, прежде всего, социальное воспитание. Как известно, оно строится на основе сотрудничества всех его участников (семьи, школы, государственных учреждений, церкви и др.), носит открытый демократический характер, отличается коллегиальностью в решении воспитательных задач. Оно также ориентировано на конкретные повседневные нужды, личные и возрастные особенности человека, на потребности социума [1].

Социальное воспитание, в свою очередь, является частью процесса социализации В. Н. Гуров под социализацией понимает процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Более конкретное определение социализации дает М. П. Гурьянова: «Социализация - процесс усвоения индивидуумом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, означающий включение личности в систему общественных отношений и деятельность по воспроизводству данных отношений в микросоциуме, включение в систему ролей, прав и обязанностей гражданина Отечества» [2].

Система образования представляет собой подсистему социальной системы. Воспитание в широком смысле слова протекает в тесной взаимосвязи со всеми социальными процессами, при этом оно непосредственно и существенно зависит от уровня производительных сил и производительных отношений, от вновь возникающих общественных потребностей, от социальной структуры общества, образа жизни села и людей, его населяющих. Аналогично процесс воспитания социальной активности младших школьников находится в прямой зависимости от общественных потребностей и социально-экономических условий.

Процесс воспитания социальной активности младших школьников закономерно зависит от социально-экономических условий и потребностей развивающегося общества.

С изменением социально-экономических условий требования к формированию личности меняются, что влечет за собой изменения содержания воспитания социальной активности. Общественно-исторический, социально-обусловленный характер активности личности определяет уточнение его сущности и содержания в изменяющихся условиях. Кроме того, смена парадигмы образования и воспитания в современных условиях требует поиска адекватных путей и способов осуществления воспитания молодежи и школьников.

Одной из задач нашего исследования является разработка психолого-педагогических основ воспитания младших школьников. Опираясь на современные теоретические исследования в области педагогики, мы рассматриваем понятие «педагогические основы» как единство взаимосвязанных целей, специфических принципов, содержания, форм, методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих ее эффективность.

Характеристика данных компонентов находит отражение в концепции. Концепция в образовании рассматривается как совокупность разнопрофессиональных, разнопредметных взглядов на исходный замысел (проектную идею) и разнопозиционных отношений к нему, концентрирующая в себе предельно общий (образовательный, культурный, социальный) смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа наличного положения дел.

Поскольку одной из важных задач социально-педагогической деятельности начальной школы с семьей является создание условий для успешной базисной социализации младших школьников, мы считаем изучение критериев успешной социализации младших школьников необходимым для каждого социального педагога [3].

Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффект социально-педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным ученым Л.Е. Никитиной. Приведем основные из них, имеющие отношение к участию сельской школы в процессе социализации младших школьников.

Критерии здоровья:

- результаты тестирования по показателям физического развития;овладение культурой здоровья, гигиеническими навыками, приемами закаливания, тренировок саморегуляции.

Критерии психологического комфорта:

- чувство защищенности, уверенности, устойчивости, оптимистический взгляд на будущее у обучающихся;

- познавательная активность и социальная инициатива;

- положительное отношение к сложившимся в коллективе отношениям; стремление к совместной деятельности;

- открытость детских коллективов к отдельным лицам вне его, к другим коллективам, группам.

Критерий обучения:

- полнота усвоения программного материала;

- осмысление воспитанниками (глубина, осознанность) программного материала.

Критерии развития:

- психологические характеристики уровня мотивации, характера жизненных ценностей, трудолюбия, открытости, доброжелательности, коммуникабельности;

- гражданские качества: патриотизм, интернационализм, уважение к закону, ответственность;

- нравственные качества: устойчивость и открытость (мера их сочетания) честь и достоинство, умение сотрудничать, забота о людях и другие;

- выявленность индивидуального своеобразия личности.

Критерии воспитания:

- ориентация младших школьников на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;

- стимулирование педагогами личностно-поведенческого совершенствования учащихся начальных классов;

- развитие способностей младших школьников с учетом принципаиндивидуальной дифференциации в образовании.

Критерии социальной устойчивости:

- престиж школы у родителей, коллег, общественности, специалистов;

- уровень влияния педколлектива на взаимоотношения в социуме;

- показатели социальной адаптации младших школьников;

- наличие презентабельных результатов деятельности учащихся начальных классов, педагогов, родителей, коллег: выставок, фото- и видеопродукции, пособий, книг, сценариев и других разработок, публикаций и т.д.

Основной задачей реализации социально-педагогической деятельности является сосредоточение всех усилий начальной школы на укрепление и развитие педагогического, воспитательного потенциала семьи, оказание всесторонней помощи созданию нормальных взаимоотношений в семье и окружающем социуме.

Литература

  1. Бочарова, В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: общественный и зарубежный опыт: В 2-х т., Москва - Тула,1993.-Т.1.-460с, Т.2.-390с.

  2. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - Москва-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - С.47.

  3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика / Пособие для педагогов.- Мн.: Амалфея,2000.-448с. (С.229).

  4. Маркова, Л.Н. Проблемы семьи - проблемы школы [Текст] // Классный руководитель, № 2, 1998.

  5. Панфилова, Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия [Текст] / Л. Панфилова // Директор школы. – 2006. – № 6. – С. 86-92.

Просмотров работы: 48