ПРИБЫЛЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИБЫЛЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Шумилова А.С. 1, Минвалеева Р.Р. 1, Олатало О.А. 1
1АСА ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Результатом объединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной работы предприятий выступают выпущенные товары, что является продукцией при условии ее сбыта потребителю.

Хозяйственная деятельность - любая работа лица, которая направлена на извлечение дохода в денежном, материальном или нематериальном видах, если прямое участие этого лица в предприятии такой деятельности выступает регулярным, постоянным и существенным [3, с.59].

На стадии продажи определяется цена продукта, в том числе стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда показывает вновь сформированную стоимость и делится на две части. Первая является заработной платой персонала, который принимает участие в производстве товаров. Ее размер зависит от ряда факторов, связанных с необходимостью восполнения рабочей силы. В этом смысле для предприятия это доля расходов на выпуск товаров. Вторая часть вновь сформированной стоимости показывает чистый доход, который реализуется лишь в итоге сбыта товаров, что подразумевает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход получает форму прибыли.

Прибыль - это денежное выражение ключевой части денежных накоплений, которые формируются предприятиями любой формы собственности [5, с.70].

Предприятие, в большинстве своем, имеет цель получить прибыль, но не всегда это получается. На рынке продукции предприятия являются относительно обособленными товаропроизводителями. Назначив цену на товар, они реализуют его потребителю, извлекая при этом доход, что не подразумевает получения прибыли. Для определения финансового результата от сбыта товаров надо сравнить валовой доход с валовыми затратами на выпуск и обращение, которые принимают форму себестоимости товаров. Когда валовой доход становится выше валовых затрат, финансовый результат указывает на получение прибыли. Если валовой доход равняется валовым издержкам, то идет только покрытие расходов на выпуск и сбыт товара. Реализация прошла без убытков, но нет и прибыли как источника производственного, научно-технического и социального развития. При валовых затратах, которые выше валового дохода, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит ее в довольно затруднительное финансовое положение, что не исключает и банкротство [2, с.55].

То есть, прибыль как экономическая категория показывает чистый доход, сформированный в области материального производства во время хозяйственной и коммерческой деятельности.

Прибыль - это итоговый финансовый результат, демонстрирующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, иначе говоря, формирует фундамент экономического развития предприятия. Повышение прибыли формирует финансовую основу для самофинансирования работы предприятия, реализуя расширенное воспроизводство. За счет нее реализуется часть обязательств перед бюджетом, кредитными учреждениями и прочими предприятиями. То есть, прибыль превращается в одну из самых важных оценок производственной и финансовой работы предприятия [7, с.89].

С помощью отчислений от прибыли в бюджет создается ключевая часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их роста в существенной степени зависят темпы экономического совершенствования государства, некоторых регионов, приумножения общественного богатства, и, в результате, совершенствования жизненного уровня граждан страны.

Прибыль - это разность между суммой доходов и убытков, которые получены от различных хозяйственных операций. Именно она показывает итоговый финансовый результат работы предприятий.

Ключевыми показателями прибыли, которые используются для оценки производственно-хозяйственной работы предприятия, являются: балансовая прибыль, прибыль от сбыта произведенных товаров, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, что остается в распоряжении предприятия или чистая прибыль [1, с.71].

Ключевое предназначение прибыли сегодня – демонстрация эффективности производственно-сбытовой работы предприятия.

Это вызвано тем, что в размере прибыли должно отражаться соответствие индивидуальных расходов предприятия, которые вызваны выпуском и сбытом своих товаров и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых расходов, косвенным выражением которых должна выступает стоимость товара. Рост прибыли при стабильности оптовых цен указывает на падение индивидуальных затрат предприятия на производство и сбыт товаров.

Сегодня увеличивается значение прибыли как объекта распределения, сформированного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, разными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и ее персоналом [5, с.96].

То есть, прибыли отводится ключевая роль в совершенствовании последующего роста эффективности производства, усиления материальной заинтересованности персонала в достижении высоких результатов работы своего предприятия. Последующий рост распределительной и стимулирующей роли прибыли вызвано оптимизацией механизма ее распределения.

Тем не менее, прибыль не может изучаться как единственный и универсальный показатель эффективности производства. Если скорость роста стоимостных показате- лей выше темпов роста производства определенных видов товаров в натуральном выражении, отмечается падение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это выражается и в росте материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в результате, себестоимости единицы определенных видов продукции в натуральных измерениях. В размере и скорости повышения прибыли в недостаточном объеме видно изменение объема и эффективности использования основного капитала и оборотных средств [4, с.80].

Дополнительную прибыль можно получить при росте объема производственных фондов и повышении эффективности их применения. Изменение экономических показателей за какой-либо отрезок времени осуществляется под влиянием большого числа различных факторов. Многообразие факторов, которые оказывают влияние на прибыль, требует их классификации, которая, вместе с тем, является важным для определения ключевых путей поиска резервов роста эффективности ведения деятельности.

Значение прибыли заключается в том, что она демонстрирует финансовый ре- зультат, который показывает эффективность производства, уровень и качество выпущенных товаров, состояние производительности труда, размер затрат и т. д. Одновременно с тем на размер прибыли и ее динамику влияют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия [6, с.74]. Почти вне сферы влияния организации находится конъюнктура рынка, уровень цен на используемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. На определенном уровне зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на выпускаемый и реализуемый товар и заработная плата. К факторам, которые зависят от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность товара, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Указанные факторы оказывают влияние на прибыль не прямо, а посредством объема реализуемого товара и себестоимость, следовательно, для определения итогового финансового результата важно сравнить стоимость уровня реализованных товаров и стоимость ресурсов, которые были использованы в производстве, расходов на их реализацию.

То есть, прибыль показывает экономический эффект, который был получен по итогам работы предприятия. Однако все аспекты деятельности предприятия при помощи прибыли как единственного показателя определить не представляется возможным. Именно из-за этого при изучении производственно-хозяйственной и финансовой работы предприятия применяется система показателей.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают создание прибыли как чистого дохода, ведут к стремлению получения доходов, по большей части, в итоге роста цен. На устранение инфляционного наполнения прибыли влияет финансовое оздоровление экономики, совершенствование рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Данные задачи должно воплотить государство в процессе реализации экономических реформ.

Наконец, прибыль выступает одним из источников создания бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она идет в бюджеты как налоги и вместе с прочими доходными поступлениями применяется для финансирования общественных нужд, поддержания реализации государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Изучая прибыль в качестве экономической категории, можно говорить о ней абстрактно, однако при планировании и анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, которая осталась в распоряжении предприятия, применяются конкретные показатели прибыли. Важными информативными показателями работы предприятия выступают налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, которая остается в распоряжении предприятия).

Налогооблагаемая прибыль - это прибыль, рассчитываемая за счет снижения суммы валового дохода предприятия на сумму валовых затрат и сумму амортизационных отчислений [9, с.60].

Чистая прибыль - это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, применяется им самостоятельно и идет на последующее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, включая государственные, не могут вмешиваться в процесс траты чистой прибыли предприятия. Условия ведения деятельности при рыночной экономике формируют ключевые пути собственной (чистой) прибыли. Совершенствование конкуренции формирует необходимость увеличения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей сотрудников (рисунок 1).

 

Виды прибыли

Налогооблагаемая прибыль

Чистая прибыль

Доля, которая увеличивает имущество компании (нераспределенная)

Доля, которая идет на потребление (распределенная)

 

Рисунок 1 – Виды прибыли предприятия

Вся прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, делится на две части. Первая повышает имущество предприятия и принимает участие в процессе накопления. При этом не обязательно всю прибыль, которая идет на накопление, применять целиком. Остаток прибыли, который не пошел на прирост имущества, является важным резервом и может быть использован в дальнейшем для покрытия потенциальных убытков, финансирования всевозможных расходов.

Подобная прибыль носит название нераспределенной. Прибыль, пущенная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет указывает на финансовую устойчивость предприятия, о наличии источника для дальнейшего развития.

Распределение и использование прибыли выступает важным хозяйственным процессом, который обеспечивает как покрытие нужд предприятия, так и формирует доходы страны.

Экономически обоснованная система распределения прибыли, прежде всего, должна поддержать реализацию финансовых обязательств перед государством и по максимуму покрыть производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

Распределение чистой прибыли - одно из путей внутрифирменного планирования, значение которого в рыночной экономике все увеличивается. Порядок распределения и применения прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Ключевыми затратами, которые покрываются из прибыли, выступают затраты на развитие производства, социальные нужды работников, на материальное поощрение персонала и благотворительные цели [9, с.120].

Капитализация прибыли - это трансформация финансовых средств в капитал.

В акционерных обществах ключевая цель распределения прибыли предприятия состоит в поддержании оптимальной пропорции между текущими выплатами дивидендов и предоставлении увеличения рыночной цены акций общества при помощи аккумулирования доли прибыли.

Поддерживая производственные, материальные и социальные потребности при помощи чистой прибыли, предприятие должно стремиться установить оптимальное соотношение между фондом накопления и потребления с тем, чтобы принимать во внимание условия рыночной конъюнктуры и наряду с этим стимулировать и поощрять результаты труда сотрудников [8, с.164].

Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, является как источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения, так и берется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для покрытия разных штрафов и санкций. При сокрытии прибыли от налогообложения либо взносов во внебюджетные фонды также взымаются штрафные санкции, источником которых выступает чистая прибыль.

Таким образом, наличие чистой прибыли, которая формирует оптимальные условия ведения деятельности предприятия в условиях рынка, выступает важным фактором последующего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Бороненкова С.А. Анализ финансовых результатов деятельности организации. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2013. – 120 с.

  2. Бороненкова С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятия. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2012. – 200 с.

  3. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. – Спб.: Питер, 2012. – 448 с.

  4. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 341 с.

  5. Горемыкин Л.И. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 306 с.

  6. Грибов В.Д., Грузшов В.П. Экономика предприятия. – М.: «МИК», 2012. – 284 с.

  7. Казак А.Ю. Денежное хозяйство предприятий / Под ред. проф. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2015. – 464 с.

  8. Любушин Н.П. Экономический анализ / Под ред. Любушин Н.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 423 с.

  9. Табурчак П.П., Тумин В.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Табурчака П.П., Тумина В.М., Сапрыкина М.С. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2012. – 342 с.

Просмотров работы: 75