МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ).

Лежнева Е.В. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уже более чем 20 лет назад произошёл развал Советского Союза. Необходимость преодоления кризисного состояния, связанного с быстро расширяющимся информационным пространством и, как следствие, резким вторжением зарубежной культуры, послужила резким толчком к изменениям во всех сферах российской действительности. Реформы в системе российского образования, усиление влияния европейского образовательного пространства в процессе реализации страной Болонского соглашения, вхождение российских вузов в мировое образовательное пространство делает актуальным исследование проблематики межкультурных коммуникаций в студенческой среде. Это должно происходить посредством развития у молодых людей нового широкого мировоззрения, высоких коммуникационных навыков и интеграции в информационную мировую культуру.

Межкультурная коммуникация включает в себя понятие «культуры» и «коммуникации». «Культура» трактуется как общая для социума система ценностных ориентаций, стереотипов сознания и поведения, форм общения людей, которые передаются от поколения к поколению. «Коммуникация» - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам, при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. [1, c. 14]

Таким образом, «межкультурная коммуникация - совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам». [4, c. 156]

«Студенчество» – это определенная социально-демографическая группа, которая характеризуется определенной структурой, социальным положением (приписываемой ролью с определенными функциями) и социально-психологическими особенностями. Студентом считается учащийся высшего или средне-специального учебного заведения.

Рассматривая студентов в системе межкультурных отношений, можно отметить, что они являются важным связующим и объединяющим звеном культур всего мира. Огромное количество программ направленны на международный обмен студентов.

Основные способы межкультурного взаимодействия в студенческой среде: сотрудничество непосредственно между учебными заведениями и коммерческие и некоммерческие молодежные/студенческие организации.

Сотрудничество учебных заведений осуществляется благодаря обмену студентов на договорной основе и программ двойного диплома.

Моделирование межкультурной коммуникации в студенческой среде, невозможно без понимания отношения современного студенческого сообщества к межкультурному взаимодействию. Это и стало толчком к проведению социологического исследования.

Целью данного исследования стало определение общего отношения современных студентов московских вузов к межкультурной коммуникации в студенческой среде.

Объектом нашего исследования стало отношение целевой аудитории к межкультурной коммуникации.

Предмет исследования – отношение студентов к межкультурной коммуникации и готовность стать ее частью.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, социологическое интернет-тестирование, анализ и обработка полученных результатов, систематизация данных.

Целевая аудитория: студенты московских вузов в возрасте от 18 до 25 лет.

Наше исследование на предмет определения общего отношения современных студентов московских высших учебных заведений к межкультурной коммуникации в студенческой среде включало в себя два этапа.

Первый этап заключался в разработке анкеты для проведения Интернет-тестирования, которое включало в себя 10 вопросов.

Во время второго этапа нами было проведено Интернет-тестирование студентов, учащихся московских вузов в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 107 человек. Гендерное соотношение: 82,2% (88 человек) – девушки, 17,8 (19 человек) – юноши.

Результаты исследования.

После анализа собранных данных были получены следующие результаты.

Первый вопрос – «Учатся ли в Вашей группе приезжие студенты?». 68,2 % (73 человек) из опрошенных ответили «да», 24,3 % (23 человек) из опрошенных – «нет» и 7,5 % (8 человек) - «не знаю».

Второй вопрос звучал как «Поддерживаете ли вы дружеские отношения со студентами-иностранцами?». 34,4% (39 человек) - «Да», 28% (30 человек) - «Нет» 22,4% (24 человека) - «Иногда» и 13,1% (14 человек) - «Общаюсь только по делу».

Третий вопрос – «Хотели бы вы тесно подружиться с кем-нибудь из студентов-иностранцев?». 39,3% (42 человека) - «Возможно», 38,3 (41 человек) – «Да», 13,1% (14 человек) - «Уже есть друзья-иностранцы», 9,3% (10 человек) - «Нет».

Четвертый вопрос – «Согласны ли вы, что культурная принадлежность – это то, что будет разделять людей всегда?». 38,3% (41 человек) - «Возможно», 34,6% (37 человек) – «Нет» и 27,1% (29 человек) - «Да».

Пятый вопрос – «Какое значение вы придаете своей родной (этнической/национальной) культуре?». «Горжусь тем, что являюсь ее представителем» - 50,5% (54 человек), «Считаю себя «гражданином мира» - 19,6% (21 человек), «Это не имеет для меня большого значения» - 15% (16 человек), «Считаю, что это не важно, в принципе» - 11,2% (12человек) и «Затрудняюсь ответить» - 3,7% (4 человека).

Шестой вопрос – «Хотели бы вы получать образование в другой стране?». 41,1% (44 человека) - «Да, после специальной подготовки (знание языка, культуры, законодательства данной страны)», 34,6 (37 человек) – «Да», 13,1% (14 человек) – «Нет», 10,3% (11 человек) - «Вместе с одним или двумя друзьями», 1 человек (0,9%) - «Затрудняюсь ответить».

Седьмой вопрос – «Считаете ли Вы возможным постоянно проживать и работать в другой стране?». «Да, если будет больше перспектив для реализации в профессиональной сфере» - 36,4% (39 человек), «Нет, в любом случае останусь на родине» - 18,7% (20 человек), «Да, если культура страны мне знакома» - 16,8% (18 человек), «Место проживания не имеет для меня принципиального значения» - 9,3% (9 человек), «Скорее да, чем нет» - 9,3% (9 человек) и «Затрудняюсь ответить» - 9,3% (9 человек).

Восьмой вопрос – «Выскажите, пожалуйста, уровень толерантности среди Ваших ровесников (сокурсников, одноклассников, друзей и др.». 41,1% (44 человек) - «Хорошая», 30,8% (33 человек) - «Удовлетворительная», 18,7% (20 человек) - «Высокая», 6,5% (7 человек) - «Неудовлетворительная» и 2,8% (3 человека) - «Затрудняюсь ответить»

Девятый вопрос – «Интересуетесь ли Вы культурами других народов?». «Да» - 73,8% (79 человек), «Нет» - 14% (15 человек) и 12,1% (13 человек) - «Затрудняюсь ответить».

Десятый вопрос – «Как Вы считаете, нужно ли человечеству сохранять все этнические культуры?». «Да» - 75,7% (81 человек), «Затрудняюсь ответить» - 16,8% (18 человек), «Нет» - 7,5% (8 человек),

Анализируя всю собранную информацию, мы пришли к нескольким выводам, которые достаточно неоднозначны. С одной стороны, более 60% опрошенных учатся вместе с иностранными студентами и чуть больше 38% имеют друзей-иностранцев – это дает нам право заключить, что современные московские студенты активно взаимодействуют с представителями другой культуры. Около 40% опрошенных показали свое желание участвовать в межкультурной коммуникации, посредством дружбы с представителем другой культуры. Но с другой стороны, 40 человек оценили толерантность своих сверстников ниже среднего, 39% готовы только к ситуативной межкультурной коммуникации, а 10% и вовсе не хотят в ней участвовать.

Отдельный интерес вызывают результаты готовности московских студентов интегрироваться в другую культуру посредствам обучения за рубежом или переезда на постоянное место жительства. Более 80% готовы уехать для получения образования, при этом 44 человека из них готовы только после специальной подготовки (изучение языка, культуры, нормативно-правовых актов) и 11 человек в компании двух или одного друга. При этом, безоговорочно переехать в другую страну на постоянной основе готовы лишь 9,3% опрошенных, но 36,4% сменят место жительство, если им предложат более перспективную должность на работе, а 20% студентов несмотря ни на что останутся проживать на родине.

Положительная тенденция прослеживается в отношении к этническим культурам. Более 50% студентов гордятся культурой, к которой себя относят, более 75% считают, что важно сохранить все этнические культуры и более 70% интересуются культами других народов.

Проведенное социологическое исследование на предмет изучения отношения студентов московских вузов к межкультурной коммуникации показало, что студенчество не только активно взаимодействует с представителями других культур, но и сами изучают и хотят «окунуться» в иное культурное пространство. Также важно отметить, что большое число опрошенных гордятся своей родной культурой и выступают за сохранение других.

Список использованной литературы

  1. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 стр.

  2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации – Москва, 2003. – 297 стр.

  3. Меркулова Л.П. Компетенция межкультурного общения студенческой молодёжи: монография. – Самара: Изд-во СГАУ, 2011. – 196 с.

  4. Садохин, А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации (Опыт системного анализа) / А.П. Садохин // Общественные науки и современность. 2008. ­ №3. Стр. 156-166.

Просмотров работы: 732