ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Магомедов П.А. 1
1Государственный университет управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Национальные традиции, обычаи и обряды это, сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности определенного народа, этноса, наций и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению правила, нормы, и стереотипы поведения людей. Добрые семейные традиции, народные обычаи, общепринятые нормы и правила поведения, порядок действий людей играют важную роль в формировании национального самосознания, сохранении национальной культуры и воспитании нравственно-этических качеств молодежи.

Дагестанские народы имеют богатые национальные традиции, обычаи и большой практический опыт создания крепкой и дружной семьи. Исключительно большое значение в воспитании детей в семье и подготовке молодежи к семейной жизни имеют лучшие народные традиции, обычаи и семейные обряды и горский этикет, согласно которым на формирование личности непосредственное влияние оказывают весь уклад семейной жизни горцев, окружающая среда, трудовая деятельность, культура и быт дагестанского народа. У некоторых народов до настоящего времени сохранились добрые национальные традиции, обычаи и обряды, основанные на нравственном опыте старшего поколения.

Большой интерес представляют самобытные народные традиции обычаи и семейные обряды коренных народов Дагестана (аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, табасаранцев др.), направленные на духовно-нравственное воспитание юношей и девушек, на подготовку молодежи к созданию семьи. С древнейших времен горцы придавали большое значение формированию брачно-семейных отношений и подготовке молодежи к взрослой семейной жизни и созданию семьи. Значительный интерес представляют свадебные обряды, охватывающие коллектив родственных семей, знакомых, соседей.

Дагестанская семья исстари была основана на патриархальных взаимоотношениях супруг. Основной формой брака являлось сватовство. Браки совершались по сватовству, хотя случались похищения девушек. В семейном быту народов Дагестана существовали обычаи избегания женщинами мужчин. В присутствии родителей и родственников мужа жена избегала встреч и разговоров с ними. У некоторых народов (аварцев и даргинцев) отмечались случаи выдачи замуж малолетних девушек и люлечное обручение. Свадебные обряды продолжались несколько дней, и в них участвовало всё селение. В прошлом семейные отношения супругов регулировались нормами адата и шариата, где непосредственно руководство осуществлялось знатными людьми, пользующимися уважением среди горцев. Для решения общих дел созывался сход мужчин.

Мужчина по мусульманским канонам наделяется такими нравственно-волевыми качествами, как мужество, смелость, решительность, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Он несет ответственность за материальное благополучие семьи и детей своего рода. Он является продолжателем своего рода. Отец считается главой семьи, он руководит хозяйственными делами и несет ответственность за материальное обеспечение членов семьи, контролирует процесс воспитания детей, подаёт им пример порядочности, принципиальности, честности и дисциплинированности. Это воодушевляет членов семьи, приучает их к дисциплине, порядку и организованности. Отец учил сына ездить верхом на лошади, стрелять лука и передавал ему трудовые умения и навыки, постепенно подготавливал к взрослой семейной жизни. Сыновья и внуки в присутствии взрослых родственников и посторонних лиц не могли вступить в разговор с отцом или дедом, до тех пор, пока он не разрешить. Это приучало детей к дисциплине и почитанию старших в семье.

По традиции народов Дагестана воспитанием детей в семье занималась женщина (мать). Она создает домашний уют, воспитывает из сыновей и дочерей, будущих отцов и матерей. В прошлом женщины-горянки в Дагестане не пользовалась особой свободой и самостоятельностью. По достижении 12-13 лет их воля и свобода ограничивалась самым строгим этикетом. Только на свадебных торжествах девушки могли быть рядом с мужчинами. Остальное время они проводили в домашнем одиночестве или в кругу подруг. Их занятия ограничивались домашней работой (шитьем, стиркой и уходом за младшими братьями и сестрами).

По мусульманскому шариату и обычаям горцев женщина должна быть покладистой, послушной, заниматься домашней работой. Она беспрекословно подчиняется родителям, выполняет указания мужа и своих старших братьев и сестер. Чтобы выйти замуж она должна получить разрешения у родителей (отца, матери и старших братьев). В семье горцев, в том числе и дагестанцев, с давних времен бытовал ряд запретов: избегание между мужем и женой, между зятем и родственниками жены, между снохой и родственниками мужа. В семье горцев не одобряются тайные свидания, встречи девушек и юношей до сватовства и свадьбы. Девушки и даже замужние женщины, проживающие в высокогорных аулах и сёлах Дагестана, до настоящего времени стесняются, закрываются и избегают встреч с мужчинами. Они должны сохранить свою невинность, девичью честь до замужества. В семьях дагестанцев осуждается легкое поведение девушек и измена женщины. Она должна быть честной, преданной своему мужу и сохранить ему верность на всю жизнь. Дагестанцы высоко ценили честность и преданность женщины, которой должна стать будущей женой.

Если девушка была уличена в добрачной связи и потеряла невинность, то её жестоко наказывали, избивали. Ближайшие родственники (отец или старший брат) могли убить её. Такая девушка не могла выйти замуж и оставалась одинокой на всю жизнь. Мог быть убитым и юноша, соблазняющий девушку и отказывающийся на ней жениться. Подобные наказания являлись нравственным уроком для юношей и девушек легкого поведения. По мусульманскому шариату измена женщины в дагестанской семье считается позором, осуждается людьми и жестоко карается как со стороны родственников, так и общественности. Поэтому девушки в дагестанской семье ведут себя скромно и сдержанно, осуждают легкое поведение, избегают случайных встреч с юношами.

В дагестанской семье воспитание мальчиков и девочек различается. С малых лет мальчику внушается, что он призван в будущем, защищать свою Родину, свой род, близких людей, должен стать хорошим работником, а девочка должна помогать матери в воспитании детей, уборке, стирке и других домашних дел. С 12 лет в семье горцев осуществлялось раздельное воспитание мальчиков и девочек. Все члены семьи подчиняются главе, которым, как правило, является самый старший по возрасту мужчина, имеющий организаторские способности и большой практический опыт работы. При решении наиболее важных вопросов основную роль играл семейный совет, где активное участие принимали не только мужчины, но и женщины.

Большое внимание в семье дагестанцев уделяет воспитанию скромности, честности, справедливости, терпимости, доброжелательности и снисходительности. Во все времена своего существования дагестанцы считали скромность, доброта и честность украшением человека. Они не допускали оскорбления своих родственников, унижения самолюбия другого человека, не создавали ему неудобств, проявляли заботу, внимание, оказывали помощь и поддержку в трудной ситуации, а также избегали хвастовства и разговоров о достоинствах своих детей. Этикет дагестанцев предписывает щадить самолюбие и не унижать достоинство другого человека, сочувствовать чужой беде, проявлять милосердие. Есть народная поговорка: «Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других и не унижай достоинство и самолюбия другого человека». Во все времена дагестанцы придерживаются этого правила.

В дагестанских семьях большое значение придается сватовству и свадебным обрядам. Для сватовства приглашаются мужчины и женщины из числа близких родственников жениха (отец, мать, дядя, старшие братья, сестры). После того как в семье все обговорено, сваты отправляются в дом избранницы и начинают разговор о цели посещения. Сватовство в Дагестане допускается как в присутствии жениха и невесты, так и в отсутствии жениха. Главным в этом процессе считается не только согласие родителей, но и желание жениха и невесты. После сватовства жених дарит невесте подарки (кольцо, браслет, серьги и другие женские украшения). С этого дня жених берет на себя ответственность за невесту, обеспечивает безопасность, опекает её, проявляет заботу о ней. Родители, родственники и друзья невесты после сватовства широко отмечают это торжество за столом, раздают сладости соседям и знакомым и делятся радостью.

Одним из важнейших событий в семейной жизни дагестанских народов является свадьба сына или дочери. О создании крепкой и дружной семьи на основе любви и взаимопонимания мечтает каждый человек. Народные мудрецы советовали не торопиться жениться. Они говорили: «Брак, заключенный без раздумья, сохраниться не долго», «Прежде чем жениться, посоветуйся с родителями и родственниками», «О женитьбе сына посоветуйся десятью, о разводе с сотней». Многие вопросы, связанные со свадьбой согласовывались с аксакалами, родителями и молодежью. Когда молодой человек готов и намерен жениться, он говорит об этом своим родителям, близким родственникам и друзьям. Брачный возраст для даргинских девушек составлял в прошлом 13-14 лет, для юношей 16-18 лет, для лакцев соответственно 14-16 лет и 16-18 лет. В настоящее время к заключению брака официально допускаются девушки, достигшие 15-16 лет, юноши -18 лет.

После сватовства и помолвки родители жениха и невесты договариваются о свадьбе и заранее определяют день свадьбы и место её проведения. Об этом заблаговременно оповещают всех родственников и друзей. Процесс подготовки, организации и проведения свадебного торжества у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, длителен, сложен и имеет свои национальные особенности. Однако свадебные обряды коренных народов Дагестана похожи и существенно не отличаются. Поэтому мы останавливаемся на раскрытии свадебных обычаев, обрядов и ритуалов, встречающихся у даргинцев, аварцев и лакцев.

До свадьбы ближайшие родственники жениха (мать, сестра, брат, дядя) посещают дом невесты и несут приданные подарки (деньги, кольцо, серьги, цепочка и другие женские украшения). Во время этого визита обсуждаются все вопросы, связанные со свадьбой. Брачное соглашение заключается в присутствии доверенных лиц. За день до свадьбы отец невесты даёт разрешение на заключение гражданского согласия в присутствии муллы и других родственников жениха. По закону мусульманского шариата каждая девушка, выходящая замуж, должна получит разрешение отца или старшего брата, ближайшего родственника. Перед свадьбой молодожены должны обвенчаться с участием муллы, родственников и друзей невесты и жениха.

В день свадьбы в доме жениха собираются его родственники, друзья, соседи и знакомые. Свадьбой руководит тамада. Он торжественно открывает свадьбу, поздравляет молодоженов, их родителей, представляет по очереди слово родственникам и друзьям. Тамадой назначают наиболее опытного, мудрого аксакала. Родственники жениха, его друзья поздравляют молодоженов, их родителей с торжеством бракосочетания, желают любви, счастья, дружбы, здоровья и благополучия.

В день свадьбы родственники и друзья жениха с песнями, танцами и музыкой отправляются за невестой. Свадебный кортеж останавливается у дома невесты. Высаживаясь с машины, родственники жениха подают сигнал, что приехали за невестой. Условным сигналом является звук зурны и гром барабана. Родители невесты радушно встречают гостей, приветствуют их рукопожатием, приглашают в дом, угощают бокалом вина и другими сладостями. Невеста находится в отдельной комнате со своими ближайшими родственницами и подругами. Они надевает свадебное платье, и готовят невесту к выходу. В сопровождении песен, танцев и музыкой невеста с закрытым лицом выходит из своего дома, садится в машину и отправляется в дом жениха. В современной дагестанской семье за невестой может поехать и жених со своими друзьями. В этом случае жених берет невесту под руку, выходит в сопровождении посланных людей и садится в машину.

Свадебный кортеж направляется в дом жениха. По дороге молодежь преграждает ему путь, требуя выкупа. Родственники отдают выкуп. Перед домом жениха высаживаются посланные люди вместе с невестой женихом и заходят в дом. Под звук зурны и гром барабана невесту встречают родители жениха и его родственники. Перед домом расстилается ковер, на который наступает правой ногой невеста. Мать жениха угощает невесту медом, сладкой водой, бросает под ноги деньги, зерно и сладости. Дети и подростки, родственники жениха танцуют под музыкой, поют песни, проходит смотр-конкурс на лучшее исполнение танца и песни.

Родители жениха, его ближайшие родственники и друзья приглашают невесту на танец, дают ей деньги. Присутствующие на свадьбе мужчины и женщины (родители будущих женихов и невест) наблюдают за поведением юношей и девушек и изучают их талант. В ходе подготовки к свадьбе родители дают советы молодым юношам и девушкам, напоминают им о правилах поведения на свадебном торжестве. Для детей и подростков накрывают отдельный стол, угощают их сладостями. Они веселятся, танцуют, хлопают, поддерживают свадебное торжество.

К вечеру невесту отводят в особую комнату, приготовленную для молодоженов, в сопровождении её родственницы. С наступлением темноты молодых оставляют одних.

На второй день свадьбы родственники невесты (мать, сестры и другие ближайшие родственницы) приходят в дом жениха, поздравляют молодоженов, дарят подарки родителям и родственникам жениха, угощают их сладким пирогом и халвой. В третий день свадьбы родители невесты приглашают молодоженов в гости к себе, делают им подарки (корову, быка, барана), оказывают материальную помощь. Через неделю невеста выходит в сопровождении молодых девушек и женщин за водой. Придя, домой, она наливает из кувшина воду и предлагает мужу попить и помыть руки.

Коренные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы, рутульцы, агульцы, лезгины), проживающие в горах, особенно в сельской местности свадьбу отмечают весьма скромно. Социально-экономическое положение горцев, низкий уровень жизни и доходов многодетных и малообеспеченных семей не позволяют организовать и проводить роскошные, пышные свадьбы. Наоборот богатые, материально обеспеченные, элитные семьи проводят свадьбы с большим размахом, в лучших банкетных залах, ресторанах с приглашением знатных людей (известных писателей, поэтов, артистов, банкиров, бизнесменов), где тратят десятки-сотни тысяч долларов и одаривают молодоженов дорогими подарками. Это не позволительно для большинства дагестанцев, которые живут за чертой бедности. Многие многодетные и малообеспеченные семьи не могут поженить своих детей из-за материальных затруднений и отсутствия постоянной работы.

В дагестанской семье наряду со сватовством и свадьбой значительное внимание уделяется рождению ребенка. Каждая дагестанская семья мечтает иметь детей. Рождение ребенка всегда было у дагестанцев желанным и радостным событием. Оно превращается в особый праздник. По случаю рождения ребенка в каждой семье родственники устраивают торжество. По традициям дагестанского народа рождение мальчика (сына) в семье отмечается особым ликованием. После рождения сына отец радуется, поскольку он видит в лице сына своего наследника, продолжателя рода, хранителя семейных традиций. В ряде народных пословицах и поговорках выражается любовь к детям и ценностное отношение родителей к семье: «Кто не родил детей и не воспитывал их, тот не знает любви», «Кто не любит детей, тот плохой учитель и он не пользуется уважением» [1].

При исполнении таких обрядов, как оглашение имени, первое завязывание в люльку, появление зубов, первые шаги, обрезание, связанные с торжеством рождения ребенка, присутствуют не только родители и родственники ребенка, но их друзья и знакомые. Они сидят за торжеством, поздравляют молодых родителей, произносят добрые пожелания (здоровье, счастье и благополучие), адресованные малышу, его родителям, исполняют колыбельные песни поочередно. Усыпляя малыша в люльке, близкие родственники ребенка поют песни и произносят слова: «Спи сладким сном мой малыш и будь здоров», « Будь наследником своего отца и вырасти большим, счастливым», «Пусть твоя улыбка порадует родителей», «Будь храбрым джигитом и расти богатырем».

Ежегодно мусульмане всего мира, в том числе и дагестанцы, широко отмечают такие народные праздники, как «Ураза байрам», «Курбан-байрам», «День первой борозды».

Особой популярностью у горцев пользуются праздники «Ураза байрам» и « Курбан-байрам». В эти праздники родственники идут на кладбище, мечет, посещают семью друг друга, читают мавлид, готовят вкусную еду, раздают подарки и продукты питания (мясо, сахар, мука, рис). Каждая семья оказывают помощь больным, сиротам, инвалидам. В эти дни каждая семья тепло и радушно встречает гостей, угощает их сладостями.

В дагестанских семьях также отмечают «Навруз байрам», « День первой борозды», «День села и района», «День города» и другие праздники. В эти праздничные дни съезжаются люди из разных мест, принимают активное участие в увеселительных мероприятиях, танцах, песнях. Научная интеллигенция (ученые, врачи, педагоги), представители администрации села, района, города выступают на трибуне с приветственной речью, отмечают их достижения. Награждают наиболее отличившихся людей, делают ценные подарки для образовательных учреждений, оказывают помощь дошкольным образовательным учреждениям и школам. Такие праздники имеют большое воспитательное значение. Они способствуют укреплению дружбы между односельчанами, земляками, возрождению и развитию добрых народных традиций, основанных на принципах взаимопомощи и взаимовыручки, добрососедства и милосердии.

Добрыми народными традициям и обычаям дагестанцев являются не только почитание старших в семье, уважительное отношение к родственникам и друзьям, но гостеприимство и добрососедство. Дагестанские народы во все времена своего существования свято соблюдали правила гостеприимства и с особым уважением относились к гостям. Увидев гостя, хозяин дома приветливо встречает его рукопожатием и произносит слова: « Добро пожаловать», предлагает ему войти дом, знакомит со своей семьёй.

Во все времена дагестанцы тепло и радушно принимали гостей, и всегда радовались их приходу. Приветливое, доброе отношение к гостю является проявлением человечности и гостеприимства дагестанского народа. Эта добрая традиция сохранилась в дагестанских семьях до настоящего времени. Гость, как правило, уважаемый человек в семье горца.

У нардов Дагестана принято уважительно относиться к друзьям, знакомым, беречь их. Соблюдение народных традиций в дагестанской семье позволяет установить добрые, уважительные взаимоотношения между друзьями, помочь друг другу, быть вместе в дни радости и печали. Это даёт возможность отдыхать, радоваться и веселиться вместе, принимать совместные решения существующих проблем семьи. [4]

Дагестанская семья соблюдает сложившиеся веками у дагестанского народа традиции добрососедства. В этикете горцев обязательно предусмотрены добрые, внимательные отношения к соседу. Соседа следует приглашать на семейные праздники, торжества. Это способствует укреплению дружбы и формированию добрососедских отношений.

Народные традиции и обычаи – это общественно-социальные институты, оказывающие положительное влияние на нравственный и духовный облик человека, на становление и развитие личности. Они являются неотъемлемой частью дагестанской национальной культуры, раскрывающей её самобытность.

Особенности дагестанских народных воспитательных традиций заключаются в том, что в них отражены идеалы женщин и мужчин. Идеал женщины доброта, ум, верность своему мужу, красота, женственность, гордость, любовь к детям и трудолюбие. Женщина должна любить семью и заниматься воспитанием детей. Идеал мужчины - высокая нравственность, честность, мужество, смелость, ответственность и трудолюбие. В дагестанской семье уделяется большое внимание воспитанию у молодежи физических и нравственно- волевых, этических качеств, необходимых для жизнедеятельности.

Соблюдение народных традиций и обычаев способствует возрождению и сохранению национальной культуры и формированию духовных качеств и нравственного здоровья подрастающего поколения. Дагестанская семья держится на добрых народных традициях человечности, добрососедства, гостеприимства, трудолюбия, нравственности, ответственности и самостоятельности. Семья должна приобщить детей с раннего возраста к этнокультурным традициям на основе изучения родного языка и освоения национальной культуры, сохранения добрых народных национальных традиций и обычаев.

В народных традициях, обычаях и семейных обрядах имеется большой воспитательный потенциал. Они способствуют развитию нравственно-этических качеств личности и воспитанию ценностного отношения учащейся молодежи к сохранению национальной культуры. Добрые народные традиции, семейные обычаи и обряды позволяют не только сохранить национальную культуру дагестанских народов, но и передавать опыт воспитания от старшего поколения к младшему поколению.

Национальные традиции, обычаи и обряды дагестанского народа – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила, нормы поведения, соблюдение которых стало общественной необходимостью и потребностью для каждого человека. Национальные традиции и обычаи проявляются не только в поступках, действиях, но и в развитии общей культуры воспитания, в толерантном поведении, стиле общения людей разной национальности. Нарушение народных традиций и обычаев, потеря духовно-нравственных устоев, ориентаций, привычек нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других народов, национальностей, этносов. Чтобы этого не случилось, каждый народ должен хорошо знать и соблюдать свои национальные традиции и обычаи. Каждый этнос, проживающий в Республике Дагестан, как правило, чувствителен к своим народным традициям и обычаям, стремится их не нарушать по мере возможности. Важную роль в соблюдении народных традиций и обычаев играет национальное самосознание.

Национальное самосознание, включающее осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими народами, этносами, является одним из важнейших условий для сохранения народных национальной культуры, языка и добрых народных традиций.

Дагестанские народы достаточно впечатлительны, смелы и решительны в поступках и действиях, трудолюбивы, имеют в своем характере ярко выраженное чувство национальной гордости, собственного достоинства и самолюбия, обладают организаторскими способностями, проявляют честность, скромность, терпимость и уважительное отношение к родственникам и друзьям. Дагестанцы всегда дружили с другими народами, проявляли честность, открытость, мягкость и доброжелательность, отстаивали свою правоту, свободу. На этих нравственно-этических качествах построена система семейного воспитания дагестанцев.

Дагестанская семья, как уже было сказано выше, держится на добрых народных традициях человечности, добрососедства, гостеприимства. Самой главной из них является традиция уважения родителей и почитания старших. По этой традиции дети должны быть внимательными к родителям. Дети обязаны уважать старших и по мере взросления проявлять заботу о них, оказывать материальную помощь и поддержку свои родителям и родственникам. В дагестанской семье за столом принято первым подавать еду сначала дедушке, бабушке, затем папе, маме, а потом остальным по старшинству. Уважение, почитание старших стало ведущей чертой нравственности и законом жизни дагестанской семьи. Это нашло отражение в народных традициях, пословицах и поговорках: «Кто не уважает старших, тот плохой человек и он не достоин уважения», «Кто отца родного не уважает, тот и Родину не почитает», «Цена отца и матери узнаётся после их смерти». Уважение к родителям, строгое соблюдение нравственного этикета, проявление заботы, внимания о престарелых родителях, оказание помощи являются привычными нормами нравственного воспитания и культуры поведения детей в дагестанской семье. [2]

Сложившиеся народные традиции, обычаи и этикет горцев требуют, чтобы дети первыми здоровались со старшими, не утомляли их лишними вопросами, не разговаривали громко в присутствии родителей и старших людей, уступали им место и слушали их внимательно. При соблюдении этих правил детей и молодежи формируется уважительное отношение к родителям и почитание старших.

Дагестан – многонациональная республика, где подготовка учащейся молодежи к созданию семьи, заключение брака и формирование семейно-брачных отношений тесно связаны с устоявшими национальными традициями, обычаями и обрядами. Многовековые народные традиции и обычаи (сватовство, женитьба, гостеприимство, дружба, почитание старших) оказывают положительное влияние на развитие нравственно-этических качеств, на формирование брачно-семейных отношений учащейся молодежи. Они имеют большое воспитательное значение и способствуют возрождению и сохранению самобытной национальной культуры дагестанского народа и передаче опыта нравственного воспитания от старшего поколения к младшему и подготовке молодежи к созданию семьи.

Семья как основной фактор воспитания и развития личности « та главная линза, в которой преломляется влияние традиций, культуры общества [3].

Литература:

  1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. // Вестник ДНЦ РАО. – Выпуск 1. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. – С. 37-47.

  2. Алиева Б.Ш. Воспитательный потенциал дагестанской семьи // Вестник ДНЦ РАО. – Выпуск 2. – Махачкала: «Юпитер», 2003. – С. 38-42.

  3. Казаренкова Т.Б. Семья и общество: тенденции взаимодействия // Семья в России. - 1999. - N 1/2. - C. 61-71.

4. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. – Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003 . – 192 с.

Просмотров работы: 66