Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни постоянно сталкивается с ситуациями, когда меняется устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, теряют твердость сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины изменяется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Реабилитология (в общем смысле) - наука о реабилитации. Следовательно, её объект и предмет, функции, принципы и закономерности связаны с процессом, называемым реабилитацией. Реабилитация (от позднелатинского rahabilitatio - восстановление).
Реабилитация - это процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методиками, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимум-максимум [1].
По определению Всемирной организации Здравоохранения реабилитация – это комбинированное и координированное применение методов в социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятиях с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения его оптимальной трудоспособности [2].
В нашей стране принято определение, сформулированное на совещании министров здравоохранения стран СЭВ: реабилитация – есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду [3].
По мнению А.В. Гордеевой, реабилитация – понятие с богатым и многообразным содержанием, имеет различные общепризнанные аспекты, в определении сущности которых профессионалы из разных областей опираются на дословное значение «восстановление» исходного позднелатинского «rehabilitation», а именно:
- юридический, предусматривающий восстановление доброго имени и юридических прав в силу отмены ранее признанной виновности;
- психологический, который предполагает восстановление потерянных способностей личности как проявление ее пластичности;
- социальный, нацеливающий на восстановление утраченных социальных функций и связей со средой жизнеобеспечения;
- медицинский, направленный на предотвращение инвалидности за счет восстановления нарушенных функций организма и трудоспособности [6].
Болгарские исследователи во главе с В.С. Мановой-Томовой выделили четыре группы сложных и разнообразных причин, в результате которых возникает необходимость проведения реабилитации: медико-биологические (наследственные, врожденные, возникшие в период индивидуальной жизни); социально-экономические (урбанизация, проблемы современной семьи, отсутствие правил организации досуга детей, воздействие средств массовой информации и др.); психологические (отношение к окружающей действительности, разная степень формирования способностей, темперамента и характера); педагогические (наличие или отсутствие систематического воспитания, предотвращение возникновения отрицательных предпосылок для развития) [6].
Современное понимание реабилитации тесно связано с социальным контекстом. В настоящее время под реабилитацией подразумевают как восстановление психофизического здоровья человека, так и интегрирование его в современное общество, содействие в приобретении статуса равноправного члена общества [7].
По мнению М.В. Фирсова, социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и т.д.), девиантного поведения личности.
Таким образом, социальная реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезадаптивного населения [4].
По мнению Е.И. Холостовой, социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий в рамках всех названных выше направлений, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способности индивида к социальному функционированию [5].
Социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.
Е.И. Холостова также отмечает, что социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до реабилитации. Развернуть в процессе реабилитации социо-функциональные ресурсы индивида более чем они были развиты в период его нормального, непатологического развития, чаще всего невозможно. Степень же возможностей и потребностей здесь колеблется в широком континууме от полной неспособности индивидов к социальной реабилитации до возможностей сверхреабилитации, когда мобилизация социальных и личностных ресурсов индивида приводят к тому, что в результате реализации реабилитационных программ индивид оказывается интегрированным в социальное функционирование больше, чем в своем здоровом статусе [5].
Делая выводы, можно сказать, что социальная реабилитация – сложный процесс, требующий много сил и времени, слаженной и правильно поставленной работы профессиональных социальных работников и большого опыта в проведении подобных мероприятий другими специалистами. Только в совокупности успешной адаптации существующих знаний и правильных действий может произойти успешная социальная реабилитация личности, общества, коллектива.
Библиографический список.
1. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. – М., 2009.-97с.
2. Янко Е.В., Михайлова В.В. Некоторые аспекты медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом на стационарном этапе // Социальная работа в Сибири: сб. науч. тр. 2004.-C.102-110
3. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 2006.-223с.
4. Словарь-справочник по социальной работе. М., 2007.-424с.
5. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2002.-341с.
6. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие. М.: Парадигма, 2005.-319с.
7. Теория и практика социальной реабилитации / Р.В. Куприянов, Д.Р. Шарифулина, Е.А. Берецкая; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2005.-309с.