УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Перепелицын К.Н. 1
1Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенностью внешнего окружения предприятий сферы услуг является то, что изменения, в ней происходящие, характеризуются большей динамичностью по сравнению с окружением производственных предприятий, что создаёт большую неопределённость и усиливает влияние факторов внешнего окружения на деятельность предприятий сферы услуг. Поддержание требуемого уровня конкурентоспособности требует организации мониторинга за внешней средой и оценки условий, которые с наибольшей вероятностью повлияют на деятельность предприятия сферы услуг.

Во внешней среде традиционно выделяют две относительно автономные её части, которые по-разному оказывают влияние на организацию – макроокружение и непосредственное окружение.

Несмотря на территориальную локализацию деятельности предприятий сферы услуг, их деятельность подвержена воздействию условий, формирующихся в макросреде. Эта среда определяет условия глобальной конкурентоспособности в одинаковой степени для всех организаций, функционирующих в рамках различных территориальных образований, вне зависимости от вида их деятельности.

В макросреде выделяют различные уровни: глобальный, международный, национальный.

Деловая среда (микро-условия) (поставщики, конкуренты, клиенты, посредники) у различных компаний сферы услуг различается и формирует локальную конкурентоспособность в зоне их экспансии (рисунок 1).

Как показано на рисунке 1, условия макроокружения разделены на группы в зависимости от сферы их возникновения [3]:

1. Социально-демографические.

2. Экономические.

3. Природно-климатические.

4. Культурные.

5. Технологические.

6. Законодательные.

Рисунок 1 – Условия внешней среды предприятия сферы услуг

Для анализа влияния макроокружения на конкурентоспособность организации, необходимо проанализировать показатели, характеризующие перечисленные составляющие макросреды. Данные показатели представлены в таблице 1.

Представленные в таблице 1 условия макросреды оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на предприятия сферы услуг и их способность выдерживать конкуренцию. Измерить и определить степень влияния перечисленных условий на конкурентоспособность организаций достаточно трудно, так как это влияние носит сложный характер.

Рассмотренные факторы формируют условия для функционирования деловой среды. Деловая среда, являясь частью внешней среды, составляет непосредственное окружение организации. К ней относится всё, что, находясь за её пределами, взаимодействует с ней и оказывает непосредственное влияние на организацию или её отдельные части. Деловая среда меняется, если организация меняет стратегию, сферу деятельности, ассортимент оказываемых услуг, рынки и т.п.

Таблица 1 – Показатели, характеризующие макросреду предприятия сферы услуг

Условия макросреды организации

Показатели, характеризующие условия

1. Социально-демографические

1.1 Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

1.2 Рождаемость и смертность населения региона

1.3 Структура населения региона по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, плотность населения по регионам и др.

1.4 Миграция населения

2. Экономические

2.1 Среднегодовые темпы инфляции

2.2 Уровень безработицы в регионе

2.3 Темпы ВВП, ВНП

2.4 Уровень цен

2.5 Циклы деловой активности

2.6 Структура распределения доходов населения и др.

3. Природно-климатические

3.1 Климатические особенности региона

3.2 Наличие, либо отсутствие естественных природных ресурсов

3.3 Доступность ресурсов для освоения

3.4 Экологическая обстановка в регионе

4. Культурные

4.1 Ценности, традиции населения страны, субкультуры

4.2 Средний уровень образования населения региона

4.3 Отношение людей к окружающему миру и др.

5. Технологические

5.1 Темп НТП

5.2 Интенсивность исследовательской деятельности

5.3 Появление новых патентов в отрасли и др.

6. Законодательные

6.1 Политическое устройство государства

6.2 Стабильность политического строя

6.3 Правовые акты по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей среды, предпринимательству, финансам и т.п.

6.4 Федеральные и региональные правовые акты, регулирующие взаимоотношения компонентов экономической системы страны

Определить границы деловой среды довольно сложно. Для уяснения того, что следует относить к деловой среде организации, необходимо проанализировать в какой сфере деятельности или отрасли она работает, и определить, с какими элементами внешней среды она связана, подвержена их влиянию, взаимодействует в процессе достижения поставленных целей. Элементы деловой среды предприятия сферы услуг оказывают значительное влияние на её конкурентоспособность.

В таблице 2 представлены субъекты, образующие деловую среду предприятия сферы услуг, а также показатели, с помощью которых можно охарактеризовать данные субъекты рынка.

Таблица 2 – Субъекты деловой среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий сферы услуг

Субъекты рынка

Показатели, характеризующие субъекты рынка

1. Клиенты

1.1 Тенденции изменения спроса целевых клиентов организации (по объему и структуре)

1.2 Тенденции изменения дохода целевых клиентов

2. Конкуренты

2.1 Качество и ассортимент услуг конкурентов

2.2 Цена услуг конкурентов

2.3 Система распределения услуг конкурентов

2.4 Коммуникации конкурентов с целевыми рынками

2.5 Привлекательность конкурента для клиента (дополнительные услуги, имидж, интерьер, экстерьер)

3. Поставщики (производители) товаров/сырья для оказания услуги

3.1 Качество и ассортимент поступающего от производителя сырья

3.2 Условия поставок и вероятность их изменения (с точки зрения цен, времени)

4. Маркетинговые посредники

4.1 Количество, репутация, уровень профессионализма рекламных, консалтинговых, маркетинговых агентств

4.2 Количество кредитно-финансовых учреждений, ассортимент и качество предоставляемых малому бизнесу услуг

5. Контактные аудитории

5.1 Отношение к организации органов власти, финансовых кругов, средств массовой информации, муниципальных учреждений

Схема влияния представленных в таблице 2 субъектов деловой среды на конкурентоспособность организации сферы услуг представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема влияния субъектов рынка на конкурентоспособность предприятия сферы услуг

На рисунке 2 показано, что деятельность предприятия сферы услуг нацелена на удовлетворение спроса целевых клиентов. Этот спрос удовлетворяется всеми конкурентами, существующими на данном рынке.

Анализ состояния условий макроокружения организации, активности субъектов деловой среды и прогноз их развития необходимы для разработки конкурентной стратегии, направленной на поддержание или формирование конкурентных преимуществ с целью повышения конкурентоспособности организации сферы услуг.

В основе конкурентных преимуществ организации сферы услуг лежат факторы, по которым одна организация превосходит другую. Для различных условий внешней среды актуальными являются различные факторы, способствующие формированию конкурентных преимуществ (конкурентоспособности) организации.

Взаимосвязь факторов и условий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия сферы услуг и конечные результаты её функционирования, изображена на рисунке 3 [9].

Рисунок 3 - Взаимосвязь факторов и условий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия сферы услуг и конечные результаты её функционирования

На рисунке показано, что факторы, составляющие потенциал предприятия сферы услуг обеспечивают ей конкурентные преимущества, которые реализуются и воплощаются на рынке под влиянием определённых условий внешней среды, обеспечивая конкурентоспособность организации. От конкурентоспособности организации, в свою очередь, зависит рентабельность её функционирования, финансовая устойчивость организации, комплексность и перспективность её развития, а также безопасность организации в целом.

Управление организацией сферы услуг в рыночных условиях должно быть направлено на поддержание высокого уровня конкурентоспособности, что способствует достижению более высоких экономических результатов её деятельности. Это требует выявления факторов, управление которыми позволяет получить конкурентные преимущества и обеспечить требуемый уровень конкурентоспособности в сложившихся условиях внешней среды.

Факторы конкурентоспособности неодинаковы по природе, характеру и степени воздействия. Соответственно существуют различные классификации факторов, эффективное управление которыми позволяет обеспечить или поддержать конкурентоспособность организации сферы услуг.

По мнению Моревой С. Н. и Любимовой Л. А. [8], уровень конкурентоспособности организации сферы услуг определяется следующими группами факторов:

- концепцией услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

- качеством, выражающемуся в соответствии услуги высокому уровню качества рыночных лидеров и выявленному путём опросов и сравнительных тестов;

- ценой услуги с возможной её корректировкой;

- финансами – как собственными, так и заёмными;

- предпродажной подготовкой, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих клиентов, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Оценка возможностей предприятия по перечисленным группам факторов позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности». Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

Другие авторы [2, 3, 5] к ключевым факторам конкурентоспособности компании сферы услуг относят следующие:

- финансовое положение предприятия;

- наличие эффективной технологии производства и оказания услуги;

- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

- способность к ценовому маневрированию;

- наличие эффективной сбытовой сети;

- действенность рекламы и системы связей с общественностью;

- обеспеченность информацией.

Анализ отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Проведя оценку различных научных подходов к классификации факторов конкурентоспособности организаций сферы услуг, приходим к выводу, что позиции авторов по данному вопросу во многом сходны. В основном они классифицируют факторы конкурентоспособности организации на внутренние и внешние по отношению к организации (последние в данной работе нами обозначены, как «условия внешней среды»). Внутренние факторы конкурентоспособности организации в зависимости от области проявления авторы объединяют в группы - «финансовые», «маркетинговые», «производственные», «ресурсные» и другие.

С точки зрения системного подхода наибольшего внимания заслуживает классификация внутренних факторов конкурентоспособности организации, данная проф. Р. А. Фатхутдиновым [10] (рисунок 4). Как видно из рисунка 4, внутренние факторы конкурентоспособности организаций он классифицирует по двум признакам – в зависимости от сферы их проявления и в зависимости от времени, требуемого для достижения преимущества, созданного фактором.

Рисунок 4 – Классификация факторов конкурентоспособности организаций сферы услуг

К группе долгосрочных отнесены те факторы, которые создают организации конкурентные преимущества, формируемые и реализуемые относительно продолжительное время. Это структурные, управленческие, экономические и технические факторы.

Очевидно, что с позиции потребителей услуг, структурные, управленческие, экономические и технические факторы конкурентоспособности значения не имеют и не влияют на их выбор места покупки услуги. Для предприятия сферы услуг значимость указанных факторов проявляется в том, что они определяют так называемые «потребительские» или рыночные факторы, обеспечивающие ей конкурентные преимущества на рынке и способствующие поддержанию или повышению её конкурентоспособности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М: Центр экономики и маркетинга, 2016, С.45.

  2. Донец А. А. Повышение качества услуг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №4 (28) С.138-143.

  3. Кунаев А.И. Конкуренция в розничной торговле. – М. : МГУК, 2014.

  4. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374–377.

  5. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М. : Высшее образование, 2014, С.175.

  6. Лымарь К. Н. Анализ методов оценки конкурентных преимуществ / К. Н. Лымарь // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 9(56). – С. 121–124.

  7. Магомедов Ш.Ш., Койчакаев И.Ш. Метод оценки конкурентоспособности предприятия розничной торговли // Маркетинг, №5, 2015 г., С.92.

  8. Морева С. Н., Любимова Л. А. Парадигма повышения конкурентоспособности предприятий сферы индустрии гостеприимства. В книге: НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ Коллективная монография. Тамбов, 2015. С. 92-117. http://elibrary.ru/item.asp?id=23312632.

  9. Портер М. Конкуренция : Учебное пособие / М. Портер; Пер. с англ. - М. : Вильямс, 2010, С.215.

  10. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : Учебник. – М. : ЭКСМО, 2012.

12

Просмотров работы: 369