ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Беседова Д.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им.И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессия социального работника относится к тем профессиям, где необходим профессиональный отбор, ведь не каждый человек наделен той системой ценностей, которая не противоречит собственным установкам и собственным ценностям. Система ценностей социального работника определяет его профессиональную пригодность и если есть расхождения во взглядах, то в таком случае человек не сможет овладеть профессией с точки зрения призвания, что, в конечном счете, повлечет за собой проблемы в эффективности практической деятельности.

Государство находится в постоянном развитии, выставляются новые требования, новые стандарты как государственные, так и мировые, не обходя стороной и социальную сферу. Концепция социального развития государства, которая реализуется в рамках социальной политики, понимает этот процесс развития как процесс постоянного движения к благополучию общества, к повышению уровня благосостояния каждого человека. В современном обществе все отчетливее осознается необходимость подготовки специалистов высокого качества, отвечающих требованиям государственных и мировых стандартов.

Все изменения, происходящие в государстве, в его культуре, ведущие к объединению российского общества в мировое сообщество доказывают эффективность решения многих социальных проблем средствами социальной работы.

Для того чтобы результативно, производительно и плодотворно решать социальные проблемы социальный работник должен обладать определенными личностными и профессиональными качествами.

Все это в значительной мере повысило роль подготовки социального работника, а социальное образование приобрело значение как созидательного и стабилизирующего потенциала развития социального государства.

На данный момент высшее образование находится в условиях реформирования и конкурентоспособность специалистов приобретает значимый характер.

С одной стороны, есть острая потребность в формировании профессиональных качеств будущего специалиста социальной работы, которые позволят продуктивно работать с клиентами и эффективно решать их проблемы, с другой стороны – не разработаны научные основы формирования профессиональных качеств специалиста социальной работы, их сущность, содержание, формы и методы такой подготовки в высших учебных заведениях. Отсюда следует, что существует проблема теоретического осмысления сущности профессиональной подготовки специалиста социальной работы, решение которой позволит подготовить высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного, который сможет продуктивно справиться с различными проблемами разных категорий клиентов.

Социальная работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством развития собственных ресурсов человека и его социального окружения [3, с. 8].

Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4)создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье,душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества – для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости [1, с. 37].

Проблема подготовки специалистов к социальной работе обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

Профессиональная деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему образовательной подготовки.

В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных специалистов к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:

  • учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);

  • среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);

  • высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и других. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (то есть социальную работу), углубляя дополняя ее различные разделы и подразделы. Основные задачи в подготовке специалиста:

  • диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов;

  • структурное единство системы отбора, допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;

  • функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;

  • взаимосвязь научной, методологической, специальной психолого-педагогической подготовки специалистов;

  • формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста;

  • управление качеством подготовки специалиста.

Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [2, с. 41]:

В числе отрицательных сторон:

  • Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;

  • Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;

  • Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

Есть и положительные стороны этой работы:

  • Многообразие возможных мест работы;

  • Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;

  • Возможность коммуникативного общения;

  • Развитие творческих способностей.

При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы» [2, с. 44].

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

  1. психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

  2. психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

  3. психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [3, с. 53].

В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

Литература
  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2005. –511 с.

  2. Кайсарова Ж.Е. Теория социальной работы: учебное пособие / Ж.Е. Кайсарова. – М.: Изд-во КНИТУ, 2013. – 212 с.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 800 с.

Просмотров работы: 229