Особое геополитическое положение России, ее агропромышленное развитие с преобладанием сельских территорий обуславливает необходимость выработки особой модели демографического развития и демографической политики. В результате быстрого развития мегаполисов в России, оттока населения с сельских территорий проблема социально-экономического развития приобретает большое значение [1-2]. Данные социально-демографических исследований показывают значительное сокращение сельского населения по сравнению с советскими дореформенными данными. Справедливости ради следует отметить, что 90-е гг. XX века характеризовались общей тенденцией сокращения населения России. При этом сокращение городского населения происходило заметно меньшими темпами, чем сельского[3.С. 112].
Одним из неблагоприятных факторов развития сельских территорий является значительный дефицит трудоспособного сельского населения. Этот дефицит можно считать результатом неблагоприятной демографической ситуации в стране в целом, а можно объяснять бедностью сельского населения, возникшую в результате реформ и, как следствие, ведущую к миграции, бегству из села и дефициту трудоспособного сельского населения [4.С. 112].
Различие в уровне развития сел и городов очень большое, что отражается в заработных платах, в качестве здравоохранения, в отсутствии многих культурных и социальных объектов на селе. Основными проблемами сельских территорий являются: бедность, низкое развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, проблемы в социально-трудовой сфере, в частности формирование рынка труда и обеспечение занятости сельской молодежи. Это приводит к возникновению различных демографических проблем, которые появились уже в 90-е гг. XX века и не решены до сих пор, что можно найти в статистике: сокращение численности населения, занятого сельским хозяйством сократилось почти на 28%. Несмотря на принимаемые государством меры (привлечение молодых специалистов в сельскую местность, субсидии) мы наблюдаем продолжение падения численности сельского населения. Если в 2008 году сельское население России насчитывало 38,6 млн. человек, то на 1 января 2017 года его численность составляет 37,8 млн. человек. По данным Федеральной службы государственной статистики, уменьшение численности, проживающих в российской деревне, происходит в основном за счет естественной убыли (превышения смертности над рождаемостью).
В этой связи выработка концепции устойчивого развития сельских территорий, решение проблемы изменения численности трудоспособного населения сельской России представляется крайне актуальной. В силу этого для выработки действенных мер аграрной политики и решения проблем социального развития села требуется более обстоятельный анализ демографических показателей.
Для выхода из демографического кризиса необходимо, в первую очередь, решить проблему трудовой занятости на селе. Для того чтобы способствовать повышению доходов и улучшению качества жизни сельского населения, необходимо усовершенствовать системы регулирования занятости населения. Без создания социально равных условий жизни итрудовой деятельности между селом и городом невозможна оптимизация функционирования села как социально-территориальной подсистемы общества [5]. Необходимо продолжить работу по развитию социальной инфраструктуры села, по обеспеченности населения благоустроенным жильем, доступной и качественной медицинской помощью, наличием образовательных учреждений и объектов социально-культурного назначения, газификации населенных пунктов, наличию асфальтированных дорог и др.
Необходимо продолжить работу по изменению принципа господдержки, которая должна носить целевой характер и затрагивать все стороны сельского бытия. В сельских территориях необходима кардинальная перестройка социальной и трудовой сферы, которая станет возможна при внедрении в инновационных технологий в процессы производства и управления. Ключевыми задачами модернизации демографической и экономической политики села являются привлечение инвестиционных и предпринимательских потоков, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, развитие здравоохранения и социокультурной сферы.
Теперь рассмотрим эту проблему с точки зрения здравоохранения. На демографические показатели страны большое влияние оказывают факторы окружающей природной и социальной среды. Такие факторы, как атмосферное давление, температура и влажность воздуха, вспышки на солнце, скорость ветра и различные катаклизмы могут оказывать отрицательное влияние на людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, смертность от которых в последние годы достигает более 50%. Поэтому развитие здравоохранения является неотъемлемой частью развития страны, которая стремится к сохранению населения. Для этого необходимо повысить доступность медико-профилактической помощи и удовлетворить потребности населения в дорогостоящем медицинском оборудовании. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации в большей мере построена на профилактике заболеваний и основными её принципами являются: проведение профилактических мероприятий (вакцинации, профилактические осмотры, санаторно-курортные профилактики, планирование семей, диспансеризация); общие мероприятия (отчистка воздуха, фильтрование вод, витаминизирование, йодирование и фторирование пищи).
Ниже приведены основные причины смертности в РФ за 2017 год в сравнении с 2016, а также соотношение смертности и рождаемости в различные периоды времени.
Структура смертности людей трудоспособного возраста, число случаев
Показатель |
2016 |
2017 |
Болезни сердечно-сосудистой системы |
904 055 |
531 253 |
Злокачественные образования |
295 729 |
171 994 |
Внешние причины ( несчастные случаи, самоубийства, ДТП и т.п.) |
167 543 |
90 214 |
Болезни органов пищеварения |
56 283 |
56 402 |
Болезни органов дыхания |
38 564 |
41 737 |
Демографические показатели рождаемости и смертности в России
Год |
Население, чел. |
Родившихся, чел. |
Умерших, чел. |
Естественный прирост, чел. |
Общий прирост, чел. |
Рождаемость, % |
Смертность, % |
2010 |
142.833.502 |
1.761.687 |
2.010.543 |
−248.856 |
96.000 |
12,3 |
14,1 |
2011 |
142.865.433 |
1.788.948 |
2.028.516 |
−239.568 |
31.000 |
12,5 |
14,2 |
2012 |
143.056.383 |
1.796.629 |
1.925.720 |
−129.091 |
191.000 |
12,6 |
13,5 |
2013 |
143.347.059 |
1.902.084 |
1.906.335 |
−4.251 |
291.000 |
13,3 |
13,3 |
2014 |
143.666.931 |
1.895.822 |
1.871.809 |
24.010 |
320.000 |
13,2 |
13,0 |
2015 |
146.267.288 |
1.942.683 |
1.912.347 |
30.340 |
2.600.357 |
13,3 |
13,1 |
2016 |
146.544.710 |
1.940.579 |
1.908.541 |
32.040 |
277.000 |
13,3 |
13,0 |
2017 |
146.804.372 |
1.888.729 |
1.891.015 |
−2.286 |
260.000 |
12,9 |
12,9 |
Список литературы:
1. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Формирование жизненных стратегий сельской молодежи: тенденции и возможности государственного влияния // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2012. - № 4. - С. 152.
2. Абрамова И.Е. Государственное регулирование в аграрной сфере современной России / И.Е. Абрамова // Власть. – 2008. – № 10. – С. 76-80.
3. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Механизмы реализации государственной аграрной политики как фактор национальной безопасности России / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // - Зерноград. – 2011. – С. 112.
4. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Механизмы реализации государственной аграрной политики как фактор национальной безопасности России / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // - Зерноград. – 2011. – С. 112.
5. Абрамова И.Е. Механизмы формирования и реализации государственной аграрной политики России в современных условиях / И.Е. Абрамова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2007. - № 3. – С. 154-161.
6. Абрамова И.Е. Приоритеты развития государства и национальные интересы в контексте развития сельских территорий / И.Е. Абрамова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 199-205.
7. Абрамова И.Е. Государственная региональная и муниципальная политика как фактор стабильного развития России / И.Е. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - №2. – С. 7-10.
8. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
9. Тимейчук Л.Н. Здоровьесбережение населения как фактор социально-экономического развития страны / Л.Н. Тимейчук // Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ростов-на-Дону. – 2017. – С. 601-605.
10. Керимов А.А. Роль образования в формировании экологической культуры у молодежи / А.А. Керимов // Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ростов-на-Дону. – 2017. – С. 405 – 409.
11. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. - М., 2005.
12. Статистика смертности в России [Электронный ресурс]. URL: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/statistika-smertnosti-v-rossii/ (дата обращения 25.02.2018).