СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ДРЕВНЕЙ РУСИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Тулинова В.И. 1, Рябуха Л.Н. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака. Замужество за человеком мало знакомым, часто порочным, освящённое церковью, - неразрывно связано до конца жизни того или другого. Все девушки это понимают, но рассчитывают на благополучный и счастливый брак.

Девушки, как известно, прибегают к гаданиям, часто весьма неблагоразумным. Сироты в Радуницы ходят на могилки своих родителей прощаться и просить себе благословения на свою судьбу. Покров и Пятница - Прасковея считаются покровителями невест у простого народа. Невесты, заботясь о своей будущности и, о хорошем житье - бытье, во время праздника Покрова молятся: «Батюшка, Покров, мою голову покрой!» В Красной Руси поют: «Святая Покровонька, покрой головоньку!».

В разных областях Северной России свадебные обряды весьма разнообразны и, многочисленны. Они представляют собой картины чрезвычайно живые и к тому же весьма разнообразные. Свадебный обряд является отражением самой полной этнографической картины с её поверьями и обрядами и, что самое главное, содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых уже потерян в народе и существует только как обычай.

«В один из дней накануне свадьбы, кажется, дня за три, происходила встреча двух половин, мужской и женской, когда они пели попеременно, изображая как бы борьбу. Мужчины стояли за жениха, а женщины за невесту. При этом они выстраивались в две шеренги, брались за руки, и то юноши дразнили девчат, а то девчата парней. Кончалась эта встреча обычно зимой на льду реки большой «метелицей», танцем, напоминавшем кадриль, где в последний момент все вертятся, изображая метель и её струйки, снега, вихри. Во всех этих обрядах не было и следа христианского влияния. Оно проявлялось в последнюю минуту, когда происходило таинство венчания в церкви, а затем снова наступали обряды старины, связанные с язычеством, а не с христианством.

Наконец наступал последний день пребывания «молодой» в доме родителей. С утра там занимались приготовлением к пиршеству, обычно родственники или друзья, в то время как родители и невеста сидели на парадной половине хаты, где были также подружки, певшие хором приуроченные к этому случаю песни. Когда невесту обряжали, чесали, приготовляли её волосы к венцу, где заплетали косы, где даже подвивали, девушки пели: «Расплетайся, заплетайся. Косы русы! До венца идёт Маруся!» Пели также «про Волгу, выходившую замуж за Дунай-Богатыря». В это время появлялись «бояре», несколько почётных друзей (то, что в нашем обществе принято называть «шаферами»), и им надевали широкие красные и белые ленты через плечо, как принято в орденах первой степени. Убирали восковыми цветами, белыми лентами сбрую коней, цепляли ленты на телегу, заплетали коням в гривы. Назначали «сторожей», двух ребят лет по 18, на обязанности которых лежало предупреждать об отбытии «молодых» в церковь и об их возвращении. Выносили первый сноп с чердака, приносили соломы к воротам. Наконец прибывали «посаженные отец с матерью», почётные лица, которые благословляли молодых иконами. Невеста выходила в подвенечном платье на крыльцо и кланялась в ноги родителям. Она «прощалась с ними», обычно без слёз. Затем её вели к телеге, сажали в середину. Девчата - подружки затягивали песни, и везли к церкви. «Молодой» садился в другую телегу с юношами, и в таком виде, перегоняя друг друга, мчались они к венцу. После венца, с песнями, гармонью, бубнами, летели во весь дух домой, где должно было быть празднование, а там «сторожа» разводили в воротах костёр, и через него, уже сидя рядом, как муж и жена, влетали молодые во двор. Тут начиналось уже пиршество». [«Сакральное Руси» автор Ю.Миролюбов]

«У евреев было принято при собрании посторонних людей обручать молодых людей перстнями в знак неразрывного союза. Им давали пить сладкое вино из сосуда, которое они заедали ячменной лепёшкой, и клялись во взаимной любви и верности. Потом молодые, бросая на землю несколько глиняных кувшинов, разбивали их, и топтали ногами... У греков и римлян употреблялись венки и обручальные кольца, свадебные свечи, подарки, осыпание новобрачных хмелем, деньгами, и хвалебными семенами...

У римлян совершали браки девиц в праздник, а браки вдов в будни, чтобы при венчании девиц могло быть более зрителей, а при венчании вдов насколько можно меньше. Супружество девиц славили, а вдов срамили, ибо повторение брака считалось распутством...» [«Быт русского народа» автор А.В.Терещенко]

Обычай похищать девиц. Этот обычай, по словам Нестера, существовал у русских славян. Так, у радимичей, вятичей, северян были игры «межи села», то есть между полей, а не между сёл. Здесь во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест, и уводили к себе в дома.

Преследование обычаев духовенством. Во время свадеб в старину всегда присутствовали глумотворцы (шутники), органники, гусельники (гусляры). Обычай этот существовал долгие годы. Не раз церковь восставала против таких порядков, которые являются следами язычества, и хотела отделить все обычаи перед венчанием и по венчании. Но этого было нельзя искоренить, так как бракосочетание, основанное на любви и согласии, на семейном счастье, вызывало на веселье.

«Покупка девиц». Геродот упоминает о древнем обычаи Енотов, пришедших из Иллирии. Здесь, говорит этот историк, девушки, достигшие совершеннолетия, сходились, в сопровождении своих родителей, в одно место, туда же стекались молодые люди, которые выбирали себе невест и покупали их.

О покупке невест между всеми славянскими племенами до сих пор остались воспоминания, зафиксированные в свадебных песнях. В то время когда молодой хочет садиться возле своей невесты, брат или кто-то другой из родственников не допускает его. Тогда дружка вступает с ним в «торг». Сестра умоляет брата не продавать её, а если продавать, то дорого

Греческие и римские обряды. В Греческих и римских обрядах бракосочетания использовались венки, обручальные кольца, покрывала (вроде нашей вуали или фаты), соединение рук, свечи, свадебные дары и пр. Венера, как покровительница браков и союзов любви, называлась Suada и Babia (Свада и Бабия). И сейчас существуют русские обычаи, связанные с осыпанием молодых хмелем, зерном и даже деньгами. Смысл этого обряда понятен: чтобы молодые жили счастливо, сыто и богато.

Говоря о заимствовании обычаев русскими, отметим, что русский каравай, как символ бракосочетания, тоже заимствован у римлян. У римлян, как известно, новобрачные при торжественном бракосочетании должны были, есть пирог, приготовленный из муки, размешанной на несолёной воде, и мёда.

Снимание сапог. По русской традиции, новобрачная должна была разуть своего супруга. Этот обычай в древности, вообще говоря, изображал покорность, рабское отношение, и даже унижение.

В Германии во времена Лютера был тот же обычай. В Москве даже в княжеских и боярских браках совершался обряд «разувания» и троекратное ударение плёткой, которую вместе с гостинцем клали в ларчик. Обычай этот продолжался в Литве до Ягеллона и до ныне сохраняется в крестьянском быту.

Куничное на свадьбе. В старых свадебных обычаях сохранилось языческое предание-куница (куна, кона, что значит «женщина») - сбор с новобрачных крестьян и вообще с простолюдинов. Куница часто упоминается в текстах наших песен свадебного характера. В Южнорусских песнях невеста уподобляется иногда чёрной кунице, а жених - чёрному соболю.

В России до введения металлической монеты предметом денег были преимущественно меха. Отсюда и возникают слова «куна, полкуны, полушка» (полушка - медная мелкая монета).

Свадебные птицы. Ещё во времена язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесённую ему на постель жареную куропатку, часть которой давал, есть своей супруге. У немцев в Средние века давали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачной или любовной. Жареную курицу (куря вечерняя) в первый день подносили новобрачным и в России, как видно из описания старинных свадеб XV столетия. В Москве долгое время одаривали молодых парой жирных гусей в ленточках, а даже иногда и лебедей, а на княжеские столы молодым подавали жареных лебедей. Есть поверье, что на свадьбе новобрачным можно есть только лебедей.

Головной убор новобрачной. Известно, что в России новобрачной надевают на голову кокошник, кукуй, или кикум, расплетают косу надвое с определёнными песнями.

У русских фата является символом стыдливости и скромности. Поэтому можно заключить, что все наши старинные обряды отчасти исчезнувшие, и отчасти существующие и до сих пор, частично заимствованы у других народов.

Баня, меха и солома брачной ночи. К числу народных обычаев, существующих даже в царских и боярских домах, принадлежали мытье в бане накануне и после свадьбы, постилка ржаных снопов вместо постели и усаживания молодых на меха. Мытье в бане означало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спасенье на снопах - прибыль в дом, а сидение на мехах - богатство.

Предосторожности и приметы свадебные. Свадьбы чаще всего бывают или на Святки, или близ Семика. Так, по крайней мере, объясняется Красная горка по весне и Рождественские праздники (купальские гадания). Нужно заметить, что все свадебные обряды сопровождались, да и сейчас сопровождаются, различного рода предосторожностями от лихого глаза или от лихого человека. «Браки не венчаются: накануне среды и пятницы; накануне воскресных и праздничных дней; с 15 ноября по 6 января; от недели Мясопустной (Масленицы) до Фоминой недели (Красной горки); во весь Петров и Успенский пост накануне 29 августа и 14 сентября».

Свадебные песни и их значения. У римлян девицы пели песни до полуночи у спальни новобрачных. А у русских весь свадебный обряд сопровождается песнопением, как это видно из величаний и песней во время сговора, девичника и т. п.

Суженый. Это слово происходит от слова «судьба», которая посылает невесте жениха. Само слово «невеста» означает «неизвестная», «неведомая», и указывает на русский обычай, когда жених мог видеть девушку только венца, в качестве новобрачной. Точно так же и невеста своего суженого видела только на свадьбе, поскольку молодые сочетались браком не по своей воле, а по воле родителей.

Свадебные причитания, голосование. Есть поверье, что невесте будто бы необходимо на девичнике и перед свадьбой плакать: «Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом».

В некоторых местностях существовали причитания или голосования. В Верховолжском посаде невеста, накрытая фатою, садится, среди подруг-девиц на возвышенное место с искусной причитальщицей и начинает причитать, то есть говорить напевным голосом привет отцу и матери, братьям, сёстрам и всем родственникам. Этим она как бы прощается со своим домом, и если её выдают на чужбину, то и с подругами.

Свадьба с трубами. На свадьбах русских царей и важных бояр кроме песен играли в трубы зурны, как это известно, их описания свадеб в XVII веке. Подобные свадьбы так и назывались - свадьбы с трубами.

Деревенские обычаи. («Русские простонародные праздники», 1839,вып. IV). Из всех лиц, участвовавших в свадьбе, самым деятельным лицом по возложенной на него обязанности являлся дружка. Он распоряжается всем, что только случается на свадьбе.

Пермские свадьбы. Пермяки женят сыновей очень рано. «Едва минет зонке», то есть когда парню будет 18 лет, отец и мать помышляют о том, чтобы дать ему помощницу. Поэтому редко пермяк достигает 25 лет без жены, разве что живёт в крайней бедности, в сиротстве или уж слишком не красив собой. Ранняя женитьба - непременный произвол родителей и желание иметь в доме работницу, а иногда удержать сына от шалостей.

Свадьбы великорусские (из «Позорища странных и смешных обрядов при бракосочетании» С.П.б; 1797). Старинные свадьбы на Руси совершались обычно так.

Перед отъездом в церковь жениха и невесту сажали рядом на соболей или на любой мех, и затем свахи чесали им обоим волосы, обмакивая гребень в вине или в меду (крепком для питья). Для этого питьё держал в ковше «нарочный». Потом их осыпали хмелём или зернистым хлебом вместе с деньгами. Хмель, хлеб зерновой и деньги, смешанные вместе, назывались «осыпалом».

Затем зажигали брачные свечи, которые бывали весом до пуда у богатых и полегче у менее зажиточных. Свечи эти зажигали Богоявленской свечой. В церкви во время венчания жениху и невесте под ноги клали материю или другую мягкую рухлядь. В церковь возили с собою посудину с хлебным вином, из которой священник давал пить жениху и невесте три раза. При третьем разе жених бросал склянку с вином на пол и топтал её ногами. Затем, слепив обе брачные свечи, ставили в кадку с пшеницей в сенник, в изголовье постели новобрачных на целый год.

Сенник, где молодые спали, убирался таким образом. По всем 4 стенам ставили иконы, во всех 4 углах втыкали по стреле, а на каждой из них - по соболю или по кунице с калачом. На лавках по углам ставили по оловянному сосуду с мёдом. Брачную постель делали на 21 снопе, как и у Пермяков.

Как только попадут на стол последние блюда, жаркое, дружка, обернув блюдо с жарки, а также калач и солонку скатертью, относил в сени к постели, куда вслед за ними отводили и молодых. В дверях сенника посаженный отец, сдав с рук на руки новобрачную её мужу, делал ей нравоучения и, давал советы, как жить в супружестве. По прибытию молодых к постели жена тысяцкого, одетая в 2 шубы: одна - как следует, другая - навыворот, осыпала их (зерном, деньгами и хмелём), кормила молодых на постели.

На другой день поутру участники свадьбы являлись в сенник, стрелой поднимали одеяла новобрачных и, убеждались в непорочности новобрачной. Свахи водили молодых в баню, куда тёща присылала зятю одежду, а потом кормила их кашей. Со стороны молодой следовало всех собравшихся гостей кормить овощами. Было принято, чтобы жених держал за руку невесту, где бы только не приходилось ему появляться вместе с ней во время брачного торжества. Иначе все предрекали неприятный брак и несогласие в супружестве.

Старые обряды существуют и поныне, но порядок проведения свадеб уже во многом иной.

Накануне дня свадьбы призывают в дом жениха, мальчика 6 или 7 лет, который укладывает в ларчик для подарка невесты галантерейные предметы. Это румяна, белила, духи, опахало, перчатки и др. Этот ларчик он отвозит в тот же вечер вместе с ключом от замка невесте, и оба они сидят потом в шубах в знак благополучия.

Но вот наступает другой день, день поездки в церковь. Избранный со стороны невесты мальчик обувает её в новую обувь, и продаёт её осу за гривну, за полтину или рубль, словом, торгуется, сколько может выторговать. Новобрачных укладывают спать в пустой комнате, в удалённой и нетопленной, несмотря на холод. Говорят даже, что для новобрачных строили такие покои, на потолки которых и земли не клали.

Под постель клали ржаные снопы или солому. Молодая должна разувать «молодого» в первую ночь свадьбы. А у новобрачного под пяткой правой ноги всегда бывало несколько медных денег, а в левом сапоге - плётка. От «молодой» зависело, за какой сапог она возьмётся сначала. И вот, если она по своей оплошности, застенчивости или робости хваталась за левую ногу, то молодой вынув из-за сапога плётку, хлестал её. Но если она бралась за правую ногу, то деньги, которые были в сапоге, забирала себе.

На другой день бракосочетания, если молодая не была целомудренна, дружка брал стакан с дырой на дне, сжимал его пальцем и, наполнив его каким-либо напитком, подносил матери невесты. Как только мать бралась за стакан, он снимал палец, и напиток вытекал.

Если по неосторожности или неопытности юношу вступал с падшей девушкой в брак, то вся вина падала на мать, и стакан с дырой-укоризной отдавали родителям. Отсутствие девства на всю жизнь внушало жениху ревность.

«Беглые свадьбы». Тайные свадьбы. Самокрутка. Подобные свадьбы вообще совершаются без согласия родителей, по тайной любви и соглашению молодых людей. Есть несколько предлогов к такому венчанию: любовь между неравными браками по состоянию или богатству, желание жениха воспользоваться приданным невесты, а часто её капиталом, долгое безбрачие девушки, преследование мачехи, а иногда, чтобы скрыть беременность. В прочем, бывает и так, что часто родители сами потворствуют «беглым свадьбам» во избежание расходов.

Во всяком случае, девушка сама принимает участие в побеге и даже, если может, предварительно передаёт жениху своё приданное, а потом уже сама бежит. В доме жениха свадьба эта считается формальной.

После такого венчания молодые отправляются к родителям невесты, кланяются в ноги, и просят прощения. В некоторых Приволжских губерниях отец ударяет молодых по спине плетью, и приказывает встать, затем прощает, и благословляет образом и хлебом-солью.

Даже если молодая беглянка не взяла ничего из своего приданного, то родители невесты, как правило, отдают его. В прочем, есть отцы с характером, но и те со временем отдают назначенную долю дочери, венчавшейся без согласия родителей.

Свадьбы на Урале. У уральских казаков было принято, чтобы у невесты гостили до самой свадьбы все её подруги. В дом сходятся молодые люди, поют, и пляшут с девушками. В девичник жених приносит своей невесте в подарок платье и весь женский гардероб, а невеста одаривает его шапкой, сапогами, рубашкой и шароварами.

После венчания невесту везут в телеге, сзади её сидят мать и сваха, пальцы которой унизаны кольцами. Обе они прикрывают невесту полотенцем, чтобы никто не видал её. Перед телегой идёт жених с отцом и дружкой, а позади неё едут верхом на лошадях приятели и родные жениха. Один из них на шесте несёт полосатую плахту (юбку), как знамя.

Свадьба у донских казаков. У донских казаков за невестой не бывает никого приданного, напротив, жених обязан одеть невесту с ног до головы.

Свадьбы у казанских и оренбургских татар совершаются почти так же. Так же поступают и мулла при совершении брака. Замечательно то, что у них существует девичник, куда собираются подруги и родные, поют песни, и оплакивают перемену состояния невесты, которая в это время сидит с закрытым лицом. Между тем, двое мужчин от лица невесты поют песню, в которой говорится о нежелании девушки этой перемены. Накануне брачного дня, к вечеру, посадив невесту на ковёр, относят её в тот дом, где должна быть свадьба, и тут она видится с новыми своими родственниками.

У этих татар потеря девства до замужества считается величайшим бесчестием. Жених вздорного характера, имеет право во время самой свадьбы сорвать со своего тестя и тёщи свои подарки.

Свадьбы сибирских (чулынских) татар. Эти татары также посылают свата. Сват, отравляясь по делу сватовства берёт с собой новую трубку (китайскую), набивает её китайским табаком, а придя туда, объявляет причину прихода. Он тотчас оставляет там свою трубку и табак, а сам на короткое время удаляется куда-то. Если вернувшись, он заметит, что трубка не была в употреблении, то считает это отказом, а если увидит, что из неё курили, то принимается торговать невесту на платье, мягкую рухлядь, скот и на пр.

Свадьба совершается в новой юрте, брачное ложе молодых - войлок. Если новобрачная виновата перед своим мужем, то она никакой обиды от мужа не терпит. Но молодой украдкой уходит и не раньше возвращается, как разделавшись добрым порядком с похитителем её чести. Потом всё передаётся забвению.

В день свадьбы у них тоже происходят пирушки и веселье с песнями, пляской и музыкой. Кроме того, жених занимается борьбой с родственниками невесты, и если успеет всех их побороть без посторонней помощи, то заслуживает огромное общее одобрение.

Литература:

  1. Забылин М. Автор// Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. –М., 2003. –С 129-181.

Просмотров работы: 737