ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аспедников М.Г. 1, Мазур Д.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном обществе особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья, особенно подрастающего поколения. Большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении, а значит, в образовательных учреждениях должны приниматься различные меры, для сохранения здоровья детей. Рассмотрим, как осуществляется здоровьесбережение детей в образовательном процессе.

Проблема сохранения здоровья детей в образовательном процессе является актуальной в современном обществе. Формирование здорового образа жизни не происходит у человека само по себе, а появляется вследствие определенных обстоятельств, в том числе и в ходе взаимодействия педагога с учащимися.

Одна из главных задач образования – формирование здоровьесберегающего образования [2]. В современном обществе образование предъявляет огромные требования к здоровью учащихся, именно поэтому использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе является актуальным.

Здоровьесберегающие технологии в образовании представляют собой систему определенных мер, оберегающих и укрепляющих здоровье обучающихся, а так же содействующих формированию бережного отношения к своему здоровью.

Цель здоровьесберегающего образования – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья в процессе обучения, помочь сформировать определенные знания, умения и навыки, необходимые для ведения здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе можно объединить в три основные группы:

1 группа: технологии, определяющие оптимальные гигиенические условия в учебно-воспитательном процессе. Сюда входят гигиенические условия в кабинете: чистота, воздушно-тепловой режим, световой режим, и т.п.

2 группа: технологии, обеспечивающие оптимальный физиологический режим учебного процесса. Здесь должно соблюдаться: время трудоспособности, утомляемости учеников, нормирование учебной нагрузки и домашнего задания, проведения физкультминуток (в том числе и разминок для глаз).

3 группа: различные психолого-педагогические технологии, применимые в образовательном процессе для формирования здорового образа жизни.

Перечень основных условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся:

  • гигиенические условия помещений (температурный режим, чистота рабочего пространства, воздушно-тепловой режим, световой режим и т.д.);

  • соблюдение требований СанПиН;

  • чередование разных методов обучения;

  • чередование разных видов учебной деятельности;

  • проведение физкультминуток;

  • использование в содержательной части уроков вопросы, задания, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

  • проведение занятий на свежем воздухе;

  • проветривание и влажная уборка помещений;

  • соблюдение нормированной учебной нагрузки и домашних заданий;

  • чередование учебной нагрузки с отдыхом и практической деятельностью;

  • контроль за личной и общественной гигиеной (общая чистота человека, чистота помещений);

  • соблюдение общего режим дня;

  • учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Уроки технологии оказывают непосредственное влияние на сохранение здоровья обучающихся. Большое значение на уроках обслуживающего труда отводится соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на профилактику травматизма и сохранению здоровья обучающихся [1].

На уроках технологии, в большей степени, преобладает практическая деятельность. Практическая деятельность позволяет ученикам переключиться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную, это способствует снятию напряжения. На уроках ученики отдыхают от тяжелой мыслительной деятельности. В содержание уроков технологии гармонично вписываются различные принципы здоровьесбережения.

Отдельно стоит рассмотреть проведение физкультминуток на уроках технологии. Многие уроки технологии проходят в движении, девочки ходят по кабинету: к гладильной доске, при раскрое, при шитье на швейной машинке, подходят к классной доске, для просмотра образцов. Но, не смотря на всё это, проведение физкультминуток, является обязательным составляющим урока, физкультминутки помогают обучающимся быть более собранными и организованными. На уроках технологии сильно напрягается зрение, особенно при работе с вышивкой, вязанием и различными операциями, требующими концентрации внимания, именно поэтому в физкультминутки следует включать упражнения для глаз, для предотвращения зрительного утомления.

Выводы

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует успешной адаптации детей в учебном и общественном пространстве, позволяет лучше раскрыть творческие способности учеников. На уроках учеников следует учить не только своему предмету, а ещё и осознанному отношению к своему здоровью. У каждого учащегося следует формировать ответственность за своё здоровье, только тогда он сможет реализовать свои знания, умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья.

Список использованных источников

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. №1.

  2. Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.

Просмотров работы: 203