ТВОРЧЕСТВО ЭРНСТА ИОСИФОВИЧА НЕИЗВЕСТНОГО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТВОРЧЕСТВО ЭРНСТА ИОСИФОВИЧА НЕИЗВЕСТНОГО

Чапаева М.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди выдающихся скульпторов нашего времени достойное место занимает Эрнст Неизвестный. Произведения Неизвестного всегда узнаваемы и производят яркое впечатление своей экспрессией.

Однако жизнь художника складывалась непросто. Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске. Родители – врач и поэтесса, были репрессированы в 30-е годы. В детстве Эрнст посещал художественную школу, где достаточно рано проявились его выдающиеся способности. В возрасте 17-ти лет он поступил в школу при Академии художеств.

В годы Второй мировой войны Эрнст Неизвестный пошел добровольцем на фронт, служил в воздушно-десантных войсках. В 1945 году был сильно ранен и долго лечился в госпитале. За бой, в котором было получено ранение, Неизвестного представили к званию Героя Советского Союза. Но произошло недоразумение, и 28 лет наградная комиссия не могла найти Эрнста. А когда герой был, наконец, обнаружен, у Неизвестного случился прямой конфликт с Хрущевым на тему искусства. В результате звания Героя художнику так и не дали, заменив его орденом Красной Звезды.

После войны Неизвестный получил образование в Рижской Академии художеств, в Институте им. Сурикова, на философском факультете МГУ. К середине 1950-х годов Эрнст Иосифович стал известным художником-нонконформистом. В 1962 году он принял участие в выставке современного искусства, которая была разгромлена Н. С. Хрущевым. С этого времени работать в СССР Неизвестному стало почти невозможно. Поэтому в 1976 году он эмигрировал – сначала в Швейцарию, затем в США, где и прожил большую часть своей жизни.

В постперестроечный период Эрнст Неизвестный часто бывал в России. В возрасте 88-ми лет он перенес сложнейшую операцию, и еще несколько лет продолжал интенсивно работать. Умер художник 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.

Уже в ранних своих работах скульптор проявлял новаторство. Его работы синтезировали глубокий символизм и мощный экспрессионизм; это универсальные метафоры с глубочайшим философским смыслом. Не случайно критики называли работы Неизвестного «интеллектуальной скульптурой». В своем зрелом творчестве Эрнст Иосифович чаще всего обращается к человеческому телу, пытаясь соединить его с миром артефактов. Такой метод художник называл «второй природой». Основная тема его творчества – гуманизм: трагизм человеческой жизни, смысл бытия в этом мире более всего занимали Неизвестного на протяжении всей жизни. Он постоянно обращался к предельным человеческим проблемам, его интересовали наивысшие проявления человеческого духа. Чертами его авторского стиля исследователи называют масштабность, тенденцию к экспрессивным деформациям изображений, высокую степень обобщенности образов. Многие считают Неизвестного родоначальником новой скульптуры XX века.

Творческое наследие Эрнста Иосифовича огромно, до настоящего времени никто не подсчитал, сколько же произведений создал мастер за свою достаточно долгую творческую жизнь. К наиболее известным его работам относят следующие: памятник Н. Хрущеву на Новодевичьем кладбище в Москве, монументальные скульптуры «Древо жизни» и «Орфей», композиция «Прометей и дети мира», монумент «Цветок лотоса», скульптурные портреты А. Тарковского и Д. Шостаковича, религиозное произведение «Сердце Христа», скульптура «Золотое дитя» в Одессе, монумент «Возрождение». Этот перечень далеко не полон: художник отличался высокой трудоспособностью.

Современная скульптура нередко становится частью среды обитания человека. Монументальные работы создаются специально для обустройства городов. Так часто работал и Неизвестный. Скульптуры в Москве устанавливались уже в период перестройки. Так, в столице России можно увидеть такие монументы художника, как «Древо жизни», «Возрождение», надгробие Н. Хрущева.

Работу «Древо жизни» Эрнст Неизвестный считал делом всей своей жизни, венцом творчества. Идею создания такой скульптуры художник вынашивал целых полвека. Восемь лет работал над ее проектом. Однако создание скульптуры по многим причинам откладывалось из года в год.

У скульптора была возможность создать свое произведение за границей, но для него было очень важно подарить его родине.

Замысел создания «Древа жизни» (образ которого существует в мифах различных народов), имел целью стать символом торжества жизни и человеческого духа. В ходе подготовки к его реализации замысел многократно менялся, но крона дерева всегда имела форму человеческого сердца. Под ветвями гигантского «растения» из бронзы и гранита автор собрал портреты сотен самых важных исторических личностей (от Адама, Евы, Будды до Юрия Гагарина). Ствол и крона, оплетенные лентами Мебиуса, образуют мистические и религиозные символы, причем не только мировых религий, но даже верований самых незначительных островных племен.

К известным работам художника относится также Памятник Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Скульптура представляет собой белые и темные плиты. Темные – символ всего совершенного в годы сталинского режима, кровавого террора, тягот войн. А светлые – светлого будущего, противостояния темным силам. Между плитами – голова Хрущева. Как будто намек на метания души этого человека между светом и тьмой. Сложный образ, сложный человек, живущий в сложное противоречивое время. Хрущев тут как звено, соединяющее время доктринального и слепого поклонения, культа личности и время научного прогресса и процветания.

Монумент Дружба детей мира. Был заложен в 1962 году детьми из разных стран, которые привезли в лагерь кусочки горных пород. Этот памятник, наряду с 970-метровым рельефом для Института электроники и техники в Зеленограде называют одной из наиболее значимых работ Неизвестного, созданных в советский период.

Эрнст Неизвестный совершил революцию в сфере скульптуры, он создал новый пластический язык – не всем понятный и не всеми принятый, многих завораживающий, а кого-то пугающий. Он работал грубо, резко и жестко. По его собственный словам, «как мясник, как демиург». Его творчество исследователи периодически пытаются причислить к тому или иному направлению, но оно не вписывается ни в одно из них. Неизвестный не просто скульптор, он философ, изучавший механизмы человеческой души. Его работы находятся в частных и музейных собраниях на родине и во многих странах мира.

Список литературы:

1. Неизвестный Э. Говорит Неизвестный. – М., 1992. – 140 с.

2. Неизвестный Э. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / сост., авт. предисл. А. Леонг. – М. : Прогресс-Литера, 1992. – 240 с.

3. Минчин А. Эрнст Неизвестный // Двадцать интервью. – М. : Изографус, 2001. – 351 с.

Просмотров работы: 147