С поступлением в школу первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Школьнику требуется длительное время для адаптации. Адаптация – приспособление организма к условиям и обстоятельствам окружающей среды. Адаптация к школе имеет два аспекта: физиологические и психологические.
В физиологической адаптации выделяют три этапа:
· 1- й этап – ориентировочный (2-3 недели). На весь комплекс воздействий в связи с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжением.
· 2-й этап – неустойчивое приспособление (1-2 недели). На этом этапе организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты реакций на воздействия окружающей среды.
· 3-й этап – относительно устойчивое приспособление (1-2 недели). На этом этапе организм уже находит подходящие варианты реагирования на нагрузку. Но надо помнить, что чем большее напряжение требуется от какой-либо системы, тем больше ресурсов расходует организм.
Из 5-6 недель адаптации первые четыре недели наиболее сложные. Большие сложности возникают из-за состояния здоровья детей, которых можно условно разделить на три группы. Из поступающих в школу только 20-25% детей являются здоровыми, они и составляют 1-ю группу. Остальные имеют те или иные нарушения здоровья. У них адаптация протекает труднее. Труднее протекает адаптация и у «домашних» детей, которые непривычны к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения. Значительно легче адаптируются дети, посещавшие детский сад.
М. М. Безруких считает, что социально-психологическая адаптация у детей младшего школьного возраста проходит по-разному:
1. 1-я группа (56%): быстрое включение в коллектив класса; хорошо осваиваются в школе; приобретают друзей в классе; спокойно, доброжелательно выполняют все требования учителя.
2. 2-я группа (30%): требуется помощь взрослых в решении вопросов адаптации.
3. 3- я группа (14%): возникают значительные трудности; учебную программу не усваивают; преобладает негативная форма поведения; резко проявляют отрицательные эмоции.
Именно учащиеся 3-й группы мешают работать в классе, третируют других детей. Можно выявить разные причины подобного поведения:
ребенок нуждается в специальном лечении. У него нарушена психоневрологическая сфера;
ребенок не готов к обучению в школе. Это могут быть дети из неблагополучных детей;
ребенок отстает в учебе при плохом контакте с учителем. Сверстники отрицательно относятся к нему. Такие дети становятся «изолированными». Возникает реакция протеста.
Если вовремя не разобраться в причинах подобного поведения, возникает задержка психического развития, которая может перейти к нервно- психической патологии.
Одним из показателей трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение, и даже агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. Важными показателями психологической адаптации к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем и овладение навыками учебной деятельности.
Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут учиться с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.
Трудности адаптации:
1. Усвоение правил школьного режима: обязанности школьника, своевременность прихода на занятия, соблюдение школьного режима, выполнение домашнего задания.
2. Усвоение правил взаимоотношений с учителем: неправильное восприятие ситуации урока, непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли.
3. Усвоение правил взаимоотношений детей со сверстниками: недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми.
4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями: личностное пространство в семье, отношения с братьями и сестрами, стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком.
5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, к своим результатам: высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя.
Таким образом, с поступлением в школу у детей младшего школьного возраста возникают различные трудности в адаптации. У каждого ребенка адаптация проходит по своему: у кого-то быстрее и без осложнений, а у кого-то медленнее.
Список использования источников
1. Иванова И. П. Психология изучения и развития младшего школьника: учебное пособие/ И.П. Иванова, Щ.В. Патеева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 158 с.
2. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева , Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 367 с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс.
3. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста / Б. С. Волков. – Москва : Кнорус, 2016. – 348с.