ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА 3 ЛЕТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА 3 ЛЕТ

Сергеева Е.С. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит

о себе.

Д.Б. Эльконин считал, что кризис 3 лет –­­ это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я". Он считал, что у ребёнка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. Обобщенные желания заключаются в стремлении ребёнка действовать самому и как взрослый. Во всех ситуациях ребёнок сам формирует у себя своё «Я».

Однако интересно проследить, как ребёнок на протяжении всего раннего возраста "работает" над выделением своей позиции в семье. Кризис представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребёнком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребёнка предметом и способом действия с ним. Феномен «Я сам» означает возникновение внешне заметной самостоятельности с отделением ребенка от взрослого.

Мир детской жизни из мира, ограниченного предмета, превращается в мир взрослых людей. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребёнка от взрослого человека.

Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трёх лет, были описаны Выготским Л. С.:

–Негативизм – это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых;

–Упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;

–Строптивость – это протест против порядков, которые существуют дома;

–Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла ;

–Обесценивание взрослых - оскорбления родителей;

–Протест-бунт – частые ссоры с родителями;

–Деспотизм – ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Очень метко сравнивает Выготский развитие в период кризисов с революцией. Эти явления сравнимы как по количественной, так и по качественной характеристикам происходящих событий.

Выготский выделяет три общих особенности таких периодов.

1. Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы – трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение – своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.

3. Развитие в эти периоды, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности как бы затухает, а на первый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предшествующей ступени развития.

В этом месте Выготский обращается к вечным законам философии, а точнее, к диалектике. Он пишет, что как и всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и детское развитие – это одна из сложнейших форм жизни – с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Процессы последнего как раз и сконцентрированы в коротких критических периодах.

Но это не означает, что этим исчерпывается значение кризисов – развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, а процессы регресса только являются доказательством этой работы, составляя с ней диалектическое единство.

Содержание позитивного развития в критические периоды заключается в возникновении специфических, свойственных только кризисам, новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер и впоследствии не сохраняются в том виде, в каком возникают, а поглощаются, трансформируясь, новообразованиями нового латентного периода. Но они не отмирают совсем, а уходят как бы в андеграунд, чтобы продолжать свою вечную подземную работу.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким человеком в его жизни.

Список использованных источников

  1. Возрастная психология : учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460с.

  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c

  3. Волков Б.С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2016. - 288 c.

  4. Урунтаева, Г. А. Детская психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2014. - 336 c.

  5. Детская психология : учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования/ Д.Б. Эльконин ; ; ред.с– ост. Б. Д. Эльконин. – 6-е изд.,стер. – М. : Издателький центр «Академия», 2011. – 384 с.

Просмотров работы: 393