Предприятие представляет собой управляемую систему. Сочетания эффективности и производительности предприятия считаются его системными качествами. Эффективность без производительностиобратит всю деятельность предприятия в напрасный труд, а эффективно производить неизвестно что невозможно. [1]
Управление предприятием, прежде всего, должно быть направлено, на поддержку его основного системного свойства - эффективный выпуск продукции.При этом должны достигаться не только качественные цели, но и финансовая отдача. Ориентированность управления предприятием, даже если оно не предполагает получение прибыли, должно быть направлено на достижение финансовой цели.
Поскольку организация считается открытой системой, через которую текут потоки энергии и вещества, то оно удерживает высокий эквивалент обмена на рынке, если правильно осуществляет свое назначение в системе более высокого уровня. Предприятие все равно разорится, если оно не следует своему назначению, то, нет смысла поддерживать свою способность что-то выпускать.
Бухалков М.И отмечал, мы получаем ряд показателей, когда изучаем общую эффективность менеджмента организации, одни будут выражаться словесными формулировками, а другие числами. Сотрудникам,владеющим богатым уровнем опыта и квалификации в управлении, эти показатели будут полезны.Такие специалисты могут сделать сбалансированный общий вывод, учитывающий все факты, направления, тенденции и т.д. Но в организации есть и те, которые в силу своей неопытности и недостаточности знаний могут или неправильно трактовать данные показатели и формулировки, или не знать, как их воплотить в жизнь.[2]
Достаточно сложно управлять организацией, поэтому, необходимо учитывать при оценке эффективностиуправления, кто ее проводит (как предприятие рассматривается) и как анализируя данные, приходят к выводам (получается сформировать целую картину, правильно соединивэлементы).
Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности управляющей системы, отражающаяся в различных показателях объекта управления и управленческой деятельности, имеющих количественные,и качественные характеристики.
Основными понятиями эффективности управления являются:
Эффективность труда работников аппарата управления;
Эффективность процесса управления;
Эффективность системы управления;
Эффективность механизма управления.
Невозможно получить полную картину эффективности управления, не взглянув на предприятие с разных сторон. [3]
Эффективность управления организацией нужно рассматривать в виде системы, которая может достичь успеха при условии функционирования соответствующего механизма. Основные элементы данной системы заключаются в планировании, коммуникации, стимулировании и контроле. Эти элементы взаимосвязаны между собой, они гармонично дополняют друг друга при правильном функционировании на предприятии. Обеспечение максимизации работы механизма заключается в помощи основных бизнес-сфер предприятия (маркетинга, сбыта продукции, разработки и производства продукции, качества, хранения, сервиса, финансов, кадров предприятия и т.д).[4]
Результативность операционных систем или подсистем показывает множественность показателей, которые также являются критериями оценки эффективного управления. Экономические показатели (рентабельность, прибыль) и комплексные (производительность труда) считаются наиболее распространенными.
Экономические показатели эффективности являются более понятными, их применяют там, где деятельность можно измерить в денежном выражении. В основном это применяется, там, где есть нормы расходования материалов, денежных средств, времени, труда, т. е в производственной деятельности. Однако достаточно легко, весь результат деятельности свести к экономическим показателям. В современных условиях бизнеса лучше использовать комплексные показатели производительности. [5]
Таким образом, очень многое зависит от того, как построено управление предприятием. Предприятие – это сложнейший механизм, управление им, требует учета большого количества факторов. Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она затормаживает его в развитии, снижает конкурентоспособность и плачевно влияет на показатели деятельности. Поэтому, если ставится задача оценить эффективность управления предприятием, то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам. Можно сказать, чтобы предприятие достигало поставленных целей,управление должно быть эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства. 2013. – 272 c. http://nashol.com/2014120781091/teoriya-organizacii-organizaciya-proizvodstva-agarkov-a-p-golov-r-s-golikov-a-m-2012.html
2. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник, 2013. - 506 c.http://lib.znate.ru/docs/index-287872.html
3. Гаврилов, Л.П. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 184 c.
4. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Курс лекций для бакалавров: Учебное пособие, 2014. - 184 c.https://chebellavista.ru/read252507.html
5. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие, 2014. - 455 c.http://top100knig.bid/nikolaj-zajcev-ekonomika-organizaciya-i-upravlenie-predpriyatiem/