Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. При переходе на ФГОС изменяются: цели и ожидаемые результаты образования, учебные планы, образовательные технологии, образовательная среда школы, формы оценивания и контроля образовательных результатов.
ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными. ФГОС выделяет такие требования к уроку, как целеполагание и рефлексия, которые связаны с результатами образования: предметными, метапредметными и личностными [1].
Мотивационно-целевой этап – первый этап в структуре любого урока, и потому – смыслообразующий. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной, целенаправленной, результативной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика, направленная на активную, деятельную позицию, возникают побуждения: узнать, понять, найти, доказать и т.д.
Вот почему так важно на первом этапе урока создать такие условия, когда ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем, когда ученик принимает предлагаемые учителем ситуации обучения, побуждающие его к решению учебных задач в рамках учебного предмета «здесь и сейчас» с опорой на внутренние мотивы и смыслы. Используя различные внешние стимулы крайне важно создать на уроке условия для активного целеполагания каждым учеником.
Непременным условием овладения школьниками образовательными результатами является реализация принципа дидактического кольца в обучении.
Реализация принципа дидактического кольца в обучении является непременным условием овладения школьниками содержанием образования. Внимание к данному принципу обращено в трудах Д.Г.Левитеса. Ученый предложил идею соединения вобучении двух миров личности (окружающий мир и внутренний мир) в педагогической теории и практике.
Цель исследования состоит в выявлении возможностей реализации принципа дидактического кольца в основной школе в условиях ФГОС
Материалы и методы исследования.
Основные характеристики принципа дидактического кольца связаны с реализацией целей развития личностного потенциала и расширением границ социокультурного опыта обучающегося. Это предполагает структурирование содержания образования по следующим компонентам: основные компоненты социокультурного опыта;познавательный опыт; опыт обретения умений;опыт эмоционально-ценностных отношений. Основные компоненты социокультурного опыта взаимосвязаны с потребностями и способностями личности;познавательный опыт обнаруживается в знаниях и в особенностях таких процессов, как восприятие, осмысление, запоминание, применение, систематизация, обобщение;опыт обретения умений формируется в деятельности, связанной с овладением умений познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Следствием реализации принципа дидактического кольца, как доказано Д.Г. Левитесом, является построение такого процесса обучения, который замкнут на достижении единой цели - развитие потребностей и способностей личности в процесс усвоения соответствующих компонентов содержания образования [2].
В нашем исследовании мы попытались рассмотреть реализацию принципа дидактического кольца во взаимосвязи принциповличностного целеполагания и образовательной рефлексии при проектировании урока физики.
Принцип личностного целеполагания заключается в том, что образование каждого обучающегося происходит с учетом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на качество человека – способность ставить цели своей деятельности и предусматривает необходимость осознания целей обучения как обучающимся, так и учителем. Учитель не добивается изменения целей учащегося, когда их цели различны, а помогает ему осознать свою цель и достичь ее. Навыки целеполагания постепенно расширяются: вначале обучающимся предлагается поставить цель на один урок или его часть, а затем - осознать ее достижение и сделать выводы; такое многократно повторяется. Обучающиеся учатся соотносить свои желания с реальными возможностями, интересами и индивидуальными способностями, у них формируется навык грамотного целеполагания.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, а главное понятные цели. Целеполагание, в соответствии с ФГОС должно осуществляться совместно с обучающимися, исходя из поставленной проблемы. Обучающиеся должны знать и понимать, какие конкретно навыки и умения они приобретут в процессе урока.
Принцип образовательной рефлексии состоит в том, что образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Под рефлексией понимается осознание способов деятельности, выявление образовательных приращений ученика, обнаружение ее смысловых особенностей. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность и уникальность, которые выявляются из анализа продуктов предметной деятельности.
В исследовании мы использовали следующие виды рефлексии: содержания учебного материала и деятельности.
Рефлексию содержания учебного материала мы использовали для выявления уровня осознания содержания материала. Рефлексия деятельности предлагалась нами для выявления сформированности метапредметных результатов. В конце урока подводились его итоги, обсуждали то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивал свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, что подтверждало реализацию принципа дидактического кольца. Этап урока целеполагания замыкался на этап образовательной рефлексии, и в этом мы видим одно из условий реализации дидактического кольца.
Результаты исследования и их обсуждение.
Исследование проблемы реализации дидактического кольца при проектировании урока в основной школе в условиях введения ФГОС было проведено с учащимися 8 класса (33 человека) МОУ «Петровская школа».
Например, на уроке на тему: «Магнитное поле» учащимися были определены цели урока:
предметная цель - знать определение и образование магнитного поля и линий магнитной индукции, принцип действия магнитного поля на проводник с током; уметь пользоваться правилом правой руки для определения направления магнитных линий;
метапредметная цель - самостоятельно выявить информацию о магнитном поле при работе с различными источниками информации.
Рефлексия содержания учебного материала идеятельности показала, что 44 % учащихся усвоили материал данного урока, 80 % учащихся не испытали затруднений в работе с текстом учебника, 58 % учащихся умеют представлять новую информацию в виде таблицы и 41 % умеют извлекать информациюиз видеофрагмента.
Сложным для учащихся оказался урок на тему: «Электромагнитная индукция». Учащиеся сформулировали цели урока: предметная включала знание определения явления электромагнитной индукции и умение ее описывать по обобщенному плану; метапредметная цельсостояла в умении самостоятельно выявить информацию об явлении электромагнитной индукции при работе с различными источниками информации.
Рефлексия содержания учебного материала идеятельности на данном уроке показала, что 41 % учащихся усвоили материал данного урока, 42% учащихся умеют извлекать информациюиз видеофрагмента, 46% учащихся умеют представлять новую информацию в виде таблицы,48% учащихся умеют извлечь нужную информацию из текста. Мы видим, что явление электромагнитной индукции как в предметном, так и в метапредметном аспектах усвоили меньше половины учащихся.
Предметные и общие метапредметные умения по теме «Электромагнитные явления» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты проведения рефлексии содержания учебного материала идеятельностипо теме «Электромагнитные явления»
№ |
Темы уроков |
Предметные умения |
Метапредметные умения |
||
Умею объяснять явления, изучаемые на уроке |
Мне удалось извлечь нужную информацию из видеофрагмента |
Мне удалось представить новую информацию в виде таблицы |
Мне удалось извлечь нужную информацию из текста |
||
1 |
«Магнитные взаимодействия» |
53 % |
41 % |
53 % |
74 % |
2 |
«Магнитное поле» |
44 % |
42 % |
54% |
80 % |
3 |
«Электромагнитная индукция» |
41 % |
42 % |
46% |
48 % |
4 |
«Производство и передача электроэнергии» |
55 % |
51 % |
57% |
86 % |
5 |
«Электромагнитные волны» |
56 % |
54 % |
59% |
87 % |
Результаты проведения рефлексии содержания учебного материала и деятельности по теме «Электромагнитные явления» показали, что 55% учащихся умеют объяснять явления, изучаемые на уроке, 51% умеют извлекать нужную информацию из видеофрагмента, 57% умеют представлять новую информацию в виде таблицы, 86% умеют извлекать нужную информацию из текста при изучении темы «Производство и передача электроэнергии». Мы видим, что данную тему и тему «Электромагнитные волны» как в предметном, так и в метапредметном аспектах усвоили больше половины учащихся. Видимо наиболее высокие результаты связаны с практикоориентированностью этих тем. Результаты опытно-экспериментальной работы показали нам прирост таких умений как умение извлечь нужную информацию из текста и умение представить новую информацию в виде таблицы.
Таким образом, мы показали, что целеполагание замыкается на рефлексии и мы можем говорить о достижении на уроках предметного и метапредметного результатов, а также и о личностном приросте умений как отдельного ученика, так и класса в целом.
Список литературы:1. Орлов В.А. Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» / О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин. - М.: «Просвещение», 2013
2.Левитас Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г.Левитас. - М.: Московский психолого-социальный институт 2003. – 320 с.