Психологическая подготовка спортсмена - сложный процесс, который включает применение тренером ряда приемов психолого-педагогического и медико-биологического воздействий, а также организацию психологической “самоподготовки” спортсмена.
К приемам психолого-педагогического воздействия следует отнести различные способы словесного воздействия на спортсмена, использование влияния окружающих людей и коллектива в целом, приемы стимулирования положительных мотивов участия в соревнованиях, рациональное применение средств тренировки и отдыха. К приемам медико-биологического воздействия относятся: воздействие на рецепторные зоны анализаторов, психорегулирующая и психотоническая тренировка, внушение, психотерапевтические приемы использование психофармакологических средств и другие [3,4].
Организация психологической самоподготовки предусматривает разъяснения спортсменам значения самовоспитания характера, умения управлять своим поведением и психическим состоянием в любых условиях мобилизовывать нервно-психический потенциал для достижения победы, совершенствование умения пользоваться приемами психической саморегуляции, выработку стремления к самовоспитанию воли и другим качествам.
Кузьменко Г. А., при описании психологической подготовки юных спортсменов даёт лишь описание психолого-педагогических особенностей детско-юношеского возраста, без акцента на психологический аспект спортивной подготовки юных спортсменов [4].
Анализ программы детских спортивных школ, а именно раздела по психологической подготовке, подтверждает данное положение. Так, например, в программах по лыжным гонкам, биатлону и других видах спорта, психологическая подготовка рассматривается как воспитание морально-волевых качеств и интеллектуальная подготовка спортсмена. В период начальной подготовки на данную работу отводится 2 часа в год. На этапе спортивного совершенствования помимо всего рекомендуется воспитывать «устремлённость к победе, настойчивость, смелость, самообладание и другие качества и свойства спортивного характера». На это авторами программы запланировано 3 часа в год [1].
Психологическая подготовка к соревнованиям сводится:
к получению подробной информации об условиях предстоящих соревнований и возможных противниках;
к получению информации о психической готовности противника;
к обсуждению с ним его уровня подготовленности (в частности психологической), составлению программы психологической подготовки на время предсоревновательной тренировки и выступлений;
к формированию установки на успешное участие в соревнованиях, к мобилизации волевых усилий на возможно лучшую подготовку к соревнованию, к преодолению трудностей и неожиданных препятствий в «модельных» тренировочных условиях;
к выработке уверенности в своих силах и в успешном выступлении в соревнованиях;
к созданию положительного «эмоционального фона» для улучшения психического состояния;
к совершенствованию приемов саморегуляции психического состояния спортсмена [2; 6].
Информация о предстоящих соревнованиях должна включать сведения о системе розыгрыша, климатических и поясных особенностях места, где они будут проводиться, приеме участников, условиях общежития, возможном составе судейской коллегии, реакциях зрителей и т.д.
Для получения объективных данных в практике психологического контроля в настоящее время начинает использоваться аппаратура, позволяющая иметь соответствующую информацию и сопоставлять проявления специфических и неспецифических качеств спортсмена на разных этапах его подготовки. Кроме того, применяются различные тесты, дающие возможность получить информацию о состоянии внимания, мышления, памяти.
Для наиболее оптимального подбора средств и методов тренировок необходимо обсудить и выяснить в первую очередь мнение спортсмена:
о предлагаемой системе тренировки, содержание отдыха;
отношение к разным средствам и методом общей физической и специальной подготовки; наиболее значимые для него трудности;
оценку предыдущих выступлений и своего состояния после их окончания;
оценку перспективы предстоящих выступлений и т.д.
Затем обсуждаются положительные стороны психических качеств спортсмена и недостатки, которые могут повлиять на успешное выступление (например, недостаточно развитое чувство дистанции или времени, или не недостаточно быстрая реакция переключения, или замедленное, или неадекватное принятие решений в бою, или отсутствие уверенности и настойчивости и т.д.), а также рассматриваются пути и методы их исправления. Кроме того, составляется программа психологической подготовки [5].
Для правильной настройки на максимальную отдачу всех знаний и умений в тренировке у спортсмена должна быть выработана глубокая заинтересованность в удачном выступлении в состязаниях. Весьма важно в связи с этим использовать те побуждения, которые заставляет спортсмена участвовать в соревновании, сделать эти побуждения главными мотивами выступления, постараться придать им по возможности общественный характер.
В практике предсоревновательной подготовки спортсменов используется так называемое моделирование предстоящей соревновательной обстановки с присущей ей трудностями и неожиданностями. Для моделирования тренеры детально анализируют условия проведения предстоящего соревнования, такие как прохождение соревновательных участков лыжной дистанции, определение зачетных очков, и др.[6].
Затем, во время тренировки создаются соответствующие «модели», которые воспроизводят условия, аналогичные соревновательной обстановке, и в результате этого у спортсменов возникают соответствующие психические процессы и состояния. Благодаря такому моделированию нервная система и психика спортсмена «адаптируются» к соревновательным условиям и возможным трудностям.
Создание положительного эмоционального состояния зависит в первую очередь от нормальных психогигиенических условий тренировки, режима, быта и отдыха; оптимального планирования и применения средств и методов подготовки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов; обеспечения спортсменов необходимой информацией, организации правильных взаимоотношений в коллективе между спортсменами и тренерами [3].
Немаловажное значение для психологической настройки в период предсоревновательной подготовки имеет правильно организованный отдых в перерыве между тренировочными занятиями и в выходные дни [2].
Таким образом, можно заключить, что психологическая подготовка спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности должна включать следующие разделы:
самоорганизация внимания и мысленное воспроизведение упражнения;
сосредоточенность на старте;
выбор момента начала и чувства готовности к деятельности [2, С. 24-32].
Список литературы:
Долгушин А.Ю.Рабочая программа по лыжным гонкам на 2016-2017 учебный год для учебных групп НП-1-2-3 Программы предпрофессиональной подготовки ТГ-1.2.4; ГССМ-1.2 Программы спортивной подготовки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://upload/iblock/f81…programma-po…dlya…(дата обращения:29.01.2018).
Ильи Е.П. Психология спорта. СПБ.: Питер, 2008.- С.
Корельская И.Е., Кузнецов А.А. Диагностика функциональной подготовленности спортсменов высокой квалификации / Успехи современного естествознания. - 2015. - № 9. - С. 113-116.
Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет / Г.А. Кузьменко - М: Изд-во « Советский спорт », 2008.- 268 с.
Теряева М.А. Исследование эффективности применения системы психологического обеспечения на начальном этапе спортивной подготовки юных спортсменов 10-12 лет / Спортивный психолог.- Выпуск: 1 (22) 2011, 01 января 2011. - С. 67-71.
Фарбей В.В., Дунаев К.С. Типология соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев в процессе становления высшего спортивного мастерства / Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 3. - С. 73-75