ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Счастливый Н.А. 1, Счастливая Е.А. 2, Пеньевской К.А. 3
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2Устьянская Специализированная Детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерваУстьянская Специализированная Детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва
3Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спорт – вид деятельности, который представляет противостояние и выявление лидера. Ребенок с детства начинает познавать аспекты борьбы за выживание в спортивном коллективе. Учебно-тренировочная деятельность строится с целью воспитания потребности не просто к процессу игры, а к процессу состязательной активности подрастающей личности. Развивается способность к борьбе, противостоянию, поиску преимуществ над соперником через познание собственных сил. Уход от стереотипов двигательных действий достаточно востребован в спорте, поскольку раскрытие личностного потенциала протекает в поиске адекватных средств, методов и форм поведения личности в соревновательной деятельности [2,3,5]

Психологическая подготовка спортсмена - сложный процесс, который включает применение тренером ряда приемов психолого-педагогического и медико-биологического воздействий, а также организацию психологической “самоподготовки” спортсмена.

К приемам психолого-педагогического воздействия следует отнести различные способы словесного воздействия на спортсмена, использование влияния окружающих людей и коллектива в целом, приемы стимулирования положительных мотивов участия в соревнованиях, рациональное применение средств тренировки и отдыха. К приемам медико-биологического воздействия относятся: воздействие на рецепторные зоны анализаторов, психорегулирующая и психотоническая тренировка, внушение, психотерапевтические приемы использование психофармакологических средств и другие [3,4].

Организация психологической самоподготовки предусматривает разъяснения спортсменам значения самовоспитания характера, умения управлять своим поведением и психическим состоянием в любых условиях мобилизовывать нервно-психический потенциал для достижения победы, совершенствование умения пользоваться приемами психической саморегуляции, выработку стремления к самовоспитанию воли и другим качествам.

Кузьменко Г. А., при описании психологической подготовки юных спортсменов даёт лишь описание психолого-педагогических особенностей детско-юношеского возраста, без акцента на психологический аспект спортивной подготовки юных спортсменов [4].

Анализ программы детских спортивных школ, а именно раздела по психологической подготовке, подтверждает данное положение. Так, например, в программах по лыжным гонкам, биатлону и других видах спорта, психологическая подготовка рассматривается как воспитание морально-волевых качеств и интеллектуальная подготовка спортсмена. В период начальной подготовки на данную работу отводится 2 часа в год. На этапе спортивного совершенствования помимо всего рекомендуется воспитывать «устремлённость к победе, настойчивость, смелость, самообладание и другие качества и свойства спортивного характера». На это авторами программы запланировано 3 часа в год [1].

Психологическая подготовка к соревнованиям сводится:

  • к получению подробной информации об условиях предстоящих соревнований и возможных противниках;

  • к получению информации о психической готовности противника;

  • к обсуждению с ним его уровня подготовленности (в частности психологической), составлению программы психологической подготовки на время предсоревновательной тренировки и выступлений;

  • к формированию установки на успешное участие в соревнованиях, к мобилизации волевых усилий на возможно лучшую подготовку к соревнованию, к преодолению трудностей и неожиданных препятствий в «модельных» тренировочных условиях;

  • к выработке уверенности в своих силах и в успешном выступлении в соревнованиях;

  • к созданию положительного «эмоционального фона» для улучшения психического состояния;

  • к совершенствованию приемов саморегуляции психического состояния спортсмена [2; 6].

Информация о предстоящих соревнованиях должна включать сведения о системе розыгрыша, климатических и поясных особенностях места, где они будут проводиться, приеме участников, условиях общежития, возможном составе судейской коллегии, реакциях зрителей и т.д.

Для получения объективных данных в практике психологического контроля в настоящее время начинает использоваться аппаратура, позволяющая иметь соответствующую информацию и сопоставлять проявления специфических и неспецифических качеств спортсмена на разных этапах его подготовки. Кроме того, применяются различные тесты, дающие возможность получить информацию о состоянии внимания, мышления, памяти.

Для наиболее оптимального подбора средств и методов тренировок необходимо обсудить и выяснить в первую очередь мнение спортсмена:

  • о предлагаемой системе тренировки, содержание отдыха;

  • отношение к разным средствам и методом общей физической и специальной подготовки; наиболее значимые для него трудности;

  • оценку предыдущих выступлений и своего состояния после их окончания;

  • оценку перспективы предстоящих выступлений и т.д.

Затем обсуждаются положительные стороны психических качеств спортсмена и недостатки, которые могут повлиять на успешное выступление (например, недостаточно развитое чувство дистанции или времени, или не недостаточно быстрая реакция переключения, или замедленное, или неадекватное принятие решений в бою, или отсутствие уверенности и настойчивости и т.д.), а также рассматриваются пути и методы их исправления. Кроме того, составляется программа психологической подготовки [5].

Для правильной настройки на максимальную отдачу всех знаний и умений в тренировке у спортсмена должна быть выработана глубокая заинтересованность в удачном выступлении в состязаниях. Весьма важно в связи с этим использовать те побуждения, которые заставляет спортсмена участвовать в соревновании, сделать эти побуждения главными мотивами выступления, постараться придать им по возможности общественный характер.

В практике предсоревновательной подготовки спортсменов используется так называемое моделирование предстоящей соревновательной обстановки с присущей ей трудностями и неожиданностями. Для моделирования тренеры детально анализируют условия проведения предстоящего соревнования, такие как прохождение соревновательных участков лыжной дистанции, определение зачетных очков, и др.[6].

Затем, во время тренировки создаются соответствующие «модели», которые воспроизводят условия, аналогичные соревновательной обстановке, и в результате этого у спортсменов возникают соответствующие психические процессы и состояния. Благодаря такому моделированию нервная система и психика спортсмена «адаптируются» к соревновательным условиям и возможным трудностям.

Создание положительного эмоционального состояния зависит в первую очередь от нормальных психогигиенических условий тренировки, режима, быта и отдыха; оптимального планирования и применения средств и методов подготовки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов; обеспечения спортсменов необходимой информацией, организации правильных взаимоотношений в коллективе между спортсменами и тренерами [3].

Немаловажное значение для психологической настройки в период предсоревновательной подготовки имеет правильно организованный отдых в перерыве между тренировочными занятиями и в выходные дни [2].

Таким образом, можно заключить, что психологическая подготовка спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности должна включать следующие разделы:

  • самоорганизация внимания и мысленное воспроизведение упражнения;

  • сосредоточенность на старте;

  • выбор момента начала и чувства готовности к деятельности [2, С. 24-32].

Список литературы:

  1. Долгушин А.Ю.Рабочая программа по лыжным гонкам на 2016-2017 учебный год для учебных групп НП-1-2-3 Программы предпрофессиональной подготовки ТГ-1.2.4; ГССМ-1.2 Программы спортивной подготовки [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://upload/iblock/f81…programma-po…dlya…(дата обращения:29.01.2018).

  2. Ильи Е.П. Психология спорта.  СПБ.: Питер, 2008.- С.

  3. Корельская И.Е., Кузнецов А.А. Диагностика функциональной подготовленности спортсменов высокой квалификации / Успехи современного естествознания. - 2015. - № 9. - С. 113-116.

  4. Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет / Г.А. Кузьменко - М: Изд-во « Советский спорт », 2008.- 268 с.

  5. Теряева М.А. Исследование эффективности применения системы психологического обеспечения на начальном этапе спортивной подготовки юных спортсменов 10-12 лет / Спортивный психолог.- Выпуск: 1 (22) 2011, 01 января 2011. - С. 67-71.

  6. Фарбей В.В., Дунаев К.С. Типология соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев в процессе становления высшего спортивного мастерства / Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 3. - С. 73-75

Просмотров работы: 676