ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Анисимкова В.А. 1
1ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема сексуального насилия по отношению к детям – очень серьезная, актуальная, но мало разработанная в Российской науке и практике. Сексуальное насилие над ребенком не только угрожает его физическому здоровью и жизни. Оно приводит к многочисленным психологическим проблемам, посттравматическим стрессовым расстройствам и т.д.Жестокое отношение к детям в настоящее время является распространенным явлением: По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского ежегодно в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. Чаще всего жертвами насилия становятся дети в возрасте 3-7 лет. Тяжёлые последствия сексуального насилия затрагивают все уровни человеческого функционирования, приводят к стойким личностным нарушениям. Помимо непосредственного влияния, насилие может приводить к долгосрочным последствиям, которые зачастую влияют на всю дальнейшую жизнь.

Зачастую, родители могут и не догадываться о том, что их дети подвергаются сексуальному насилию, если оно ими же и не совершается. Существуют определенные признаки, свидетельствующие о том, что ребенок подвергся насилию или приставаниям:

  1. Ребенок начал бояться, что его увидят обнаженным

  2. У ребенка появляются такие симптомы стресса как головные боли, боли в животе и др.

  3. Ребенок проявляет тревожность, суетливость, стыд или дискомфорт, когда упоминается о сексуальном поведении.

  4. Ребенок становится более эмоциональным и раздражительным.

  5. Ребенок участвует в рискованных занятиях.

  6. Ребенок высказывает самодеструктивные или суицидальные мысли, самоосуждение.

  7. Ребенок демонстрирует низкую самооценку, отсутствие чувства собственного достоинства.

Одним из основных последствий сексуального насилия является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое обычно сопровождается симптомами личностных и психоэмоциональных изменений, которые зависят от возраста ребёнка, давности травматического события, от сложности насилия.

В современное время часто случается так, что дети подвергаются сексуальному насилию в семье. Так, в инцестных семьях раннее и интенсивное сексуальное стимулирование может привести к формированию у ребенка отклоняющегося сексуального поведения, а в дальнейшем - к проституции или сексуальным злоупотреблениям уже с его стороны. Психологические последствия бывают разными в зависимости от возраста детей.

Выделяют несколько стадий переживания ребенком сексуального насилия, которые являются психологическими признаками совершенного в отношении ребенка сексуального злоупотребления:

1-я стадия - первичная реакция: бессонница, утрата аппетита, панический страх, ночные кошмары, тревожность, нарушения концентрации внимания, восприятия, провалы в памяти, депрессия, отношение к себе как к грязному, ущербному, резкая смена поведения.

2-я стадия - аккомодация: обеспечение максимальной безопасности (нежелание ложиться спать, оставаться наедине с насильником), использование определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений, повышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния, неадекватная реакция на подарки, сладости.

3-я стадия - отдаленные последствия: эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя; посттравматические стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость, «провалы в памяти», спонтанные сенсорные ощущения (визуальные, слуховые, тактильные), связанные с сексуальным насилием (запах одеколона, музыка, холодные влажные пальцы, цвет обоев и др.), вызывающие картину насилия, ночные кошмары, навязчивые мысли; когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкнутости, пассивности, регрессе в развитии.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя, депрессивность, грустное настроение, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, частая задумчивость, отстраненность, истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля, трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестер, терроризирование младших детей и сверстников, жестокость по отношению к игрушкам, амбивалентные чувства к взрослым.

В Соединенных Штатах Америки существует Национальный центр пропавших и подвергающихся эксплуатации детей (НЦППЭД), который разработал рекомендации, которым должны следовать родители, чтобы помочь детям реагировать на подобные ситуации:

  • Научить детей никуда не ходить в одиночку

  • Научить детей советоваться с родителями

  • Дети должны научиться принимать обдуманные решения

  • Вырабатывать и поощрять детское чувство собственного достоинства

  • Говорить с детьми о том, когда прикосновения бывают нормальными, и когда нет

  • Научить детей говорить «Нет»

Таким образом, сексуальное насилие в отношении детей является серьезной и трудноразрешимой проблемой с тяжелыми последствиями, затрагивающие все сферы жизнедеятельности ребенка, его психологическое, психическое и физическое здоровье. Знание признаков и стадий переживания ребенком насилия, должно помочь родителям, психологам, педагогам бороться с этой проблемой.

Литература

  1. Кун, Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека / Д. Кун. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 720 с.

  2. Психологическая служба: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2007. - 63 с.

  3. Дуглас, Д. Психологический портрет убийцы. Методики ФБР / Д. Дуглас, М. Олшейкер. – Москва : Алгоритм, 2016. – 432 с.

Просмотров работы: 371