ВЛИЯНИЕ "КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ" НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ "КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ" НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Яшкова С.Г. 1
1ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обилие информации, которое нынче принято считать источником проблем с концентрацией внимания, не только функцию постоянного фонового шума – это явление формирует наше мышление, наше восприятие мира – и это не всегда хорошо. Наш изменившийся тип мышления называется очень подходящим, на наш взгляд, термином – клиповое мышление.

Термин «клиповое мышление» не новое, и его активно стали употреблять еще в середине 90-х годов. Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты. Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.

Все сериалы и современные мультфильмы снимаются с расчетом на клипового потребителя, сцены идут небольшими блоками, сменяя друг друга без всякой логической и информационной связи. СМИ с детства приучают нас именно к такому клиповому мышлению: мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.

Иначе говоря, мышление становится не линейным, где есть место причинно-следственным связям между событиями, а фрагментарным – восприятие не как целостная картина, а последовательность почти не связанных между собой явлений.

Но, есть и предполагаемые плюсы клипового мышления:

1. Защищает мозг от перезагрузки. Информации поступает много, а ресурсы мозга не бесконечны, значит, фрагментарное мышление – это в некоторой степени адаптация под изменившиеся условия.

2. Развивается многозадачность. Миф о многозадачности – способности делать несколько дел без потери фокуса внимания еще не развенчан, и считается, что именно клиповое мышление позволяет безболезненно переходить от одного вида деятельности к другому.

3. Ускоряет реакцию. Футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип – «люди книги» – получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип – «люди экрана» – наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они быстрее реагируют на поступающую информацию и быстрее принимают решения.

Производители потребляемой информации постепенно стали подстраиваться под аудиторию с клиповым мышлением, а именно, массовая культура стала обслуживать людей с клиповым мышлением. Появились фильмы, например, «Матрица» и книги, предназначенные для людей с клиповым мышлением, в которых печатные тексты упрощены, фразы короткие, логическая связь между ними слабая. Роль читателя сводится к простому, бездумному потреблению информации, что вызывает у человека с клиповым мышлением положительные эмоции, душевный комфорт.

Клиповое мышление удобно для коммерции и рекламы. В рекламе делается упор на эмоции, а не на содержание, отключается осмысливание, остается приятное ощущение от полученной информации.

Появился новый термин в рекламе – клипмейкер и клипмейстерство, что является самостоятельным направлением в рекламе: текст предельно доступен и сопровождается меняющимися картинками, дается минимум полезной информации, но максимум эмоций. Таким образом, система производства информации воспроизводит саму себя и собственных потребителей.

И все же, вред от минусов подобного типа мышления, на мой взгляд, неоспоримо масштабнее. Следует отметить некоторые особенности учащихся – обладателей клипового мышления:

1) не умеют анализировать, отсутствует четкая логика, они не умеют выделять главное и устанавливать логические связи;

2) обладают кратковременной памятью, в то время как долговременная память отсутствует. Они полностью забывают материал 2–3–4 недельной давности. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении развита кратковременная «механическая» память, из которой полученная информация быстро стирается за 1–2–3 дня. А запоминание должно быть на основании анализа и установления логических связей, при этом запоминание осуществляется непроизвольно. Мозг усваивает логические связи и на их основе осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на годы или на всю жизнь. При использовании, таким образом, полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности:

3) могут оперировать смыслами только малой длины. Возрастание сложности изучаемых объектов приводит к абсолютному непониманию изучаемого материала;

4) отсутствует интерес в изучении предмета, так как они не понимают о чем идет речь;

5) выражена быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;

6) наблюдается низкая дисциплина, обусловленная отсутствием интереса.

Человек не рождается с клиповым мышлением, оно вырабатывается и приобретается в силу следующих обстоятельств: компьютеризация, подключение школ к Интернету, зависимость от компьютерных игр и массовая культура.

Прежде всего, это компьютеризация и интернетизация школ и семей. Риску приобретения клипового мышления подвержено большинство школьников, имеющих неконтролируемый доступ к компьютеру и Интернету.

Появляется зависимость от компьютерных игр. Известны случаи, когда школьники играли в компьютерные игры по несколько суток подряд без сна. Игра полностью искажает восприятие окружающего мира. Например, люди и транспорт на улице воспринимаются как фигуры из игры. Может возникнуть желание пострелять в этих, людей (просто так: попаду или не попаду).

Следующее обстоятельство – это потребление массовой культуры, к которой относится телевидение, музыкальные клипы, кинофильмы, специальная литература.

Телевидение подает информацию так, что на осмысливание какой-либо ситуации дается 1–2–3 минуты, потом подается другая ситуация, а первая стирается их памяти. Телевизионные шоу-программы обращены не к разуму, а к эмоциям, при этом их уровень зачастую «ниже пояса». Просмотр телевидения некоторыми подростками сводится к постоянному переключению каналов. Телевидение формирует управляемое восприятие, которое потребляет специально подготовленную информацию. Примерами могут служить также рекламные ролики, сводки новостей одна за другой, музыкальные клипы, шоу-концерты.

Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия».

Детей с клиповым мышлением трудно, а то и невозможно нормально учить. Приведем некоторые проблемы, связанные с наличием клипового мышления:

1. Школьники не могут осилить что-либо из классической литературы, они могут читать только иллюстрированные комиксы и специальные газеты и журналы. Ученики не могут самостоятельно подготовить реферат по гуманитарной или специальной дисциплине.

Считается, что при подготовке реферата на определенную тему ученик проводит большую самостоятельную работу (поиск источников, чтение литературы, анализ и отбор материала и т.п.), что способствует усвоению и осмысливанию изучаемого материала, развивает мыслительные способности студентов. Не секрет, что определенная часть учащихся относится к этому формально. Зачастую учащиеся «скачивают» материал из Интернета или покупают готовые сочинения, не вникая при этом в содержание и смысл темы. Таким образом, подготовка реферата превращается в пустую формальность.

2. Молодые люди с клиповым мышлением не умеют работать самостоятельно.

3. Резко снижается коэффициент усвоения знаний. Пример, приведенный О. Фридманом: старшеклассников попросили ответить на простые вопросы из программы предыдущих лет. Были подобраны вопросы, незнание которых ранее оценивалось на двойку. Коэффициент усвоения оказался в среднем на уровне 10 %.

4. Быстрая забываемость. Например, при проведении контрольной работы по теории вероятностей учащиеся не могут правильно применить теоремы сложения и умножения вероятностей, путают несовместность и независимость событий. И это через две недели после практического занятия по указанной теме!

5. Человек с клиповым мышлением не может успешно учиться и делать успешную карьеру. Такие люди являются аутсайдерами в учебе и карьере.

6. Уровень критического сознания людей с клиповым мышлением низкий. Эти люди программируемы. Они восприимчивы к чудесам, тайнам, мистике.

7. У учащихся с клиповым мышлением формируются своеобразные морально-этические ценности, а именно: ослабление чувства ответственности; понятия совести и чести исключены; отсутствует чувство сопереживания (смерть не вызывает сопереживания); люди становятся циничными; все, что связано с уровнем «ниже пояса», вызывает положительную эмоциональную реакцию.

Все эти показатели должны учитывать в своей работе педагоги.

Список использованной литературы:

  1. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – Москва : Наука, 1988.−269 с.

  2. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов/ В.С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 456 с.

  3. Абраменкова В. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева // Воспитание школьников. – 2009. – № 6. – 28–31 с.

  4. Силин А.А. Творение нового как переход от возможного к действительному // Философские науки. – 2008. – № 3-4.− 82–89 с.

Просмотров работы: 466