ЧЕЛОВЕК И ЕГО ГОЛОС - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ГОЛОС

Андрияшина А.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Когда-то знаменитая певица и актриса Марлен Дитрих сказала: «Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей». Действительно, сегодня человек, обладающий красивым голосом, имеет несомненное преимущество перед другими людьми. При этом до конца тайна человеческого голоса не раскрыта.

Издревле люди придавали значение своему голосу и стремились улучшить его звучание. Но почему это так важно, отчего кто-то обладает сильным и красивым вокалом, а кто-то говорит еле слышно? Ученые уверены – голос феноменальная способность человека, но большинство из нас не использует его возможности даже на 10 %.

В настоящее время существует множество научных теорий о природе голоса человека. Как известно, мы говорим с помощью голосового аппарата, который включает множество органов: это и голосовые связки, и язык и, конечно же, работа наших органов дыхания.

Цену яркому и сильному голосу знали уже в античности. Именно в это время зародилось ораторское искусство. Были написаны первые методики, развивающие и тренирующие красноречие. Демосфен, Перикл, Аристотель, Сократ и многие другие великие мастера ораторского искусства доказали, что человека владеющего своим голосом внимательнее слушают, ему быстрее и охотнее доверяют. В эту же эпоху великий врач Гиппократ высказывал свое мнение о том, что голос формируется и выходит из гортани. Однако первые реальные рисунки гортани были созданы лишь в XVI веке известным своими невероятными идеями и открытиями Леонардо да Винчи – гениальным живописцем и ученым эпохи Возрождения.

Голос образуется во время выдоха при смыкании голосовых складок. Помимо этого в голосообразовании принимает участие целый комплекс органов: диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полости рта и носа, околоносовые пазухи. Тембр и чистота голоса, напрямую зависит от длины и ширины голосовых складок, силы их напряжения, а также от структуры резонаторов. На другие характеристики голосового аппарата влияют также и с особенностями анатомии и физиологии всего тела. Любители оперы наверняка отмечали, что певцы-теноры, как правило, полноваты, а обладатели басов – высоки и худощавы. Это не случайное совпадение: длина и толщина голосовых складок зависит от строения гортани, а большая гортань обычно характерна для высоких людей.

При этом существует связь не только между голосом и физиологией человека, но и между голосом и психологическим типом характера. Действительно, благодаря тембру голоса можно многое узнать о его обладателе. Иногда голос называют вторым лицом человека. Обычно при знакомстве на первое впечатление влияет внешний вид, однако после начала разговора голос может как привлечь, так и оттолкнуть собеседника. Приятный тембр зачастую заставляет меньше обращать внимание на внешность и способен компенсировать некоторые ее недостатки.

Твердый, энергичный и бодрый голос ассоциируется с успешностью, надежностью, компетентностью, уверенностью, здоровьем. Дрожащий, сдавленный, еле слышный сигнализирует о противоположных качествах и состояниях человека.

Нередко голос является важным элементом имиджа. Так, женщины-руководители с подчиненными и коллегами неосознанно говорят более низким голосом, чем с близкими и друзьями. Мальчики-подростки, чтобы казаться взрослее, стараются говорить нарочитым басом, а флиртующие девушки, играя роль слабых и беззащитных, имитируют высокие «детские» интонации.

Как отмечалось ранее, первое впечатление о человеке складывается именно по его голосу. Например, голос знаменитого советского радио-ведущего Юрия Борисовича Левитана был необыкновенным по тембру и звучанию. Его обладатель – человек скромной внешности – шутил, что его голос знает вся страна, а вот сам он, как личность, мало кому известен.

Однако не стоит использовать такой маркер в отношении с людьми, как первое впечатление о них по голосу. Дело в том, что с первого детского крика и до последнего вздоха наш голос будет постоянно меняться, он пройдет долгий путь от резкого и пронзительного в младенчестве до более низкого и скрипучего в старости. У каждого из нас он станет совершенно неповторимым, потому что наше телосложение, характер, профессия, болезни и даже окружающие будут накладывать свой отпечаток на то, как мы звучим, и начинается этот процесс с самого раннего детства.

Есть люди, профессия которых непосредственно связана с их голосами. Для диктора и ведущего радио голос является основным рабочим инструментом. Поэтому основное требования к голосу диктора – это соответствие тембра полу ведущего (у женщин голос должен быть выше, а у мужчин ниже), а также правильность звукопроизношения, знание норм речевого поведения, умение «играть голосом»: менять его тембр, интенсивность и т.д. Для многих дикторов и ведущих голос является эффективным инструментом, позволяющим решать самые разные профессиональные задачи. Им можно лечить, голос способен управлять настроением собеседника, ему под силу расслабить и поднять настроение. Именно поэтому голос так важен для каждого работника СМИ.

Как известно, именно хорошо поставленный голос является гарантом эффективного общения.

Рассмотрим наиболее простые способы достижения такого голоса:

  1. Умение владеть техникой речи, которая включает хорошую дикцию, знание акцентологических и орфоэпических норм, правильное дыхание.

  2. Внимательный анализ своих выступлений перед слушателями, которые, отсняв на видео, можно прослушивать и анализировать голос, его слабые и сильные места.

  3. Контроль психологической подачи себя: благодаря мыслям о том, что ваше выступление должно произноситься уверенным и твердым голосом.

Список литературы:

1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – 4-е изд., стер. – СПб. : Лань, 2004. – 190 с.

2. Орлова О. С. Нарушения голоса. – М.: Астрель, 2008. – 224 с.

3. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей; МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. – 270 с.

Просмотров работы: 41