Издревле люди придавали значение своему голосу и стремились улучшить его звучание. Но почему это так важно, отчего кто-то обладает сильным и красивым вокалом, а кто-то говорит еле слышно? Ученые уверены – голос феноменальная способность человека, но большинство из нас не использует его возможности даже на 10 %.
В настоящее время существует множество научных теорий о природе голоса человека. Как известно, мы говорим с помощью голосового аппарата, который включает множество органов: это и голосовые связки, и язык и, конечно же, работа наших органов дыхания.
Цену яркому и сильному голосу знали уже в античности. Именно в это время зародилось ораторское искусство. Были написаны первые методики, развивающие и тренирующие красноречие. Демосфен, Перикл, Аристотель, Сократ и многие другие великие мастера ораторского искусства доказали, что человека владеющего своим голосом внимательнее слушают, ему быстрее и охотнее доверяют. В эту же эпоху великий врач Гиппократ высказывал свое мнение о том, что голос формируется и выходит из гортани. Однако первые реальные рисунки гортани были созданы лишь в XVI веке известным своими невероятными идеями и открытиями Леонардо да Винчи – гениальным живописцем и ученым эпохи Возрождения.
Голос образуется во время выдоха при смыкании голосовых складок. Помимо этого в голосообразовании принимает участие целый комплекс органов: диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полости рта и носа, околоносовые пазухи. Тембр и чистота голоса, напрямую зависит от длины и ширины голосовых складок, силы их напряжения, а также от структуры резонаторов. На другие характеристики голосового аппарата влияют также и с особенностями анатомии и физиологии всего тела. Любители оперы наверняка отмечали, что певцы-теноры, как правило, полноваты, а обладатели басов – высоки и худощавы. Это не случайное совпадение: длина и толщина голосовых складок зависит от строения гортани, а большая гортань обычно характерна для высоких людей.
При этом существует связь не только между голосом и физиологией человека, но и между голосом и психологическим типом характера. Действительно, благодаря тембру голоса можно многое узнать о его обладателе. Иногда голос называют вторым лицом человека. Обычно при знакомстве на первое впечатление влияет внешний вид, однако после начала разговора голос может как привлечь, так и оттолкнуть собеседника. Приятный тембр зачастую заставляет меньше обращать внимание на внешность и способен компенсировать некоторые ее недостатки.
Твердый, энергичный и бодрый голос ассоциируется с успешностью, надежностью, компетентностью, уверенностью, здоровьем. Дрожащий, сдавленный, еле слышный сигнализирует о противоположных качествах и состояниях человека.
Нередко голос является важным элементом имиджа. Так, женщины-руководители с подчиненными и коллегами неосознанно говорят более низким голосом, чем с близкими и друзьями. Мальчики-подростки, чтобы казаться взрослее, стараются говорить нарочитым басом, а флиртующие девушки, играя роль слабых и беззащитных, имитируют высокие «детские» интонации.
Как отмечалось ранее, первое впечатление о человеке складывается именно по его голосу. Например, голос знаменитого советского радио-ведущего Юрия Борисовича Левитана был необыкновенным по тембру и звучанию. Его обладатель – человек скромной внешности – шутил, что его голос знает вся страна, а вот сам он, как личность, мало кому известен.
Однако не стоит использовать такой маркер в отношении с людьми, как первое впечатление о них по голосу. Дело в том, что с первого детского крика и до последнего вздоха наш голос будет постоянно меняться, он пройдет долгий путь от резкого и пронзительного в младенчестве до более низкого и скрипучего в старости. У каждого из нас он станет совершенно неповторимым, потому что наше телосложение, характер, профессия, болезни и даже окружающие будут накладывать свой отпечаток на то, как мы звучим, и начинается этот процесс с самого раннего детства.
Есть люди, профессия которых непосредственно связана с их голосами. Для диктора и ведущего радио голос является основным рабочим инструментом. Поэтому основное требования к голосу диктора – это соответствие тембра полу ведущего (у женщин голос должен быть выше, а у мужчин ниже), а также правильность звукопроизношения, знание норм речевого поведения, умение «играть голосом»: менять его тембр, интенсивность и т.д. Для многих дикторов и ведущих голос является эффективным инструментом, позволяющим решать самые разные профессиональные задачи. Им можно лечить, голос способен управлять настроением собеседника, ему под силу расслабить и поднять настроение. Именно поэтому голос так важен для каждого работника СМИ.
Как известно, именно хорошо поставленный голос является гарантом эффективного общения.
Рассмотрим наиболее простые способы достижения такого голоса:
Умение владеть техникой речи, которая включает хорошую дикцию, знание акцентологических и орфоэпических норм, правильное дыхание.
Внимательный анализ своих выступлений перед слушателями, которые, отсняв на видео, можно прослушивать и анализировать голос, его слабые и сильные места.
Контроль психологической подачи себя: благодаря мыслям о том, что ваше выступление должно произноситься уверенным и твердым голосом.
Список литературы:
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – 4-е изд., стер. – СПб. : Лань, 2004. – 190 с.
2. Орлова О. С. Нарушения голоса. – М.: Астрель, 2008. – 224 с.
3. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей; МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. – 270 с.