УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Чемеркина А.Р. 1
1ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уже не первое десятилетие идет реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но, к сожалению, до сих пор данная отрасль остается одной из наиболее низкоэффективных и отсталых в развитии. При огромных затратах всех видов ресурсов качество жилищных и коммунальных услуг остается низким. При этом жилищно-коммунальное хозяйство одна из наиболее важных и значимых отраслей, влияющая на качество и уровень жизни населения всей страны. Кроме этого, это одна из крупнейших отраслей народного хозяйства, которая имеет огромное социальное значение и ошибки в проведении реформы могут привести к негативной реакции, вызвав социальную напряженность в обществе.

Предоставление жилищных и коммунальных услуг является глобальной темой, объединяющей большинство стран и оперирующей достаточно близкими понятиями. Для получения качественных жилищных и коммунальных услуг собственники жилья за рубежом объединяются в некоммерческие потребительские организации, объединяющие собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков и создаваемые с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения. В зарубежной практике существует 3 схемы управления жилищным и коммунальным хозяйством (таблица 1) [1].

Т а б л и ц а 1 – Зарубежный опыт управления жилищным и коммунальным хозяйством

Схема

Страны

Характеристика схемы

Государственное управление

ОАЭ, Ливия, Кувейт, Туркменистан

Граждане данных странах не оплачивают услуги ЖКХ, государство освободило жителей от этой необходимости. Дело в том, что у данных государств есть природные ископаемые в достаточном количестве, что позволяет обеспечивать граждан необходимыми благами. Но в Объединённых Арабских Эмиратах закон действует только для коренных жителей. Что касается гастарбайтеров, они оплачивают счета по тарифам. В Туркменистане жители освобождены от уплаты по причине бедности. У них просто нет возможности погашать долги и поэтому государство освободило людей от выплат, взяв это на себя.

Частные жилищно-коммунальные компании

США и другие западные страны

Власти США решили не руководить системами ЖКХ, переложив полномочия на плечи частных компаний. Именно такие организации в Соединённых Штатах Америки отвечают перед гражданами за невыполнение обязательств по договору. При этом перед американским законодательством все равны – и клиенты, и бизнесмены. В США сегодня работает множество частных организаций. Благодаря здоровой конкуренции обслуживание в стране осуществляется на достойном уровне, а стоимость сервиса от фирм в сфере ЖКХ вполне приемлема. Если вдруг жители дома решают, что вода недостаточно подогревается, отопление работает плохо, а цена на всё это завышена, в кратчайшие сроки могут поменять организацию, предоставляющую данные услуги.

Гибридная схема

Великобритания, Испания, Бельгия, Франция и другие европейские страны

Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства регулируют власти. По такому пути идёт Великобритания. Обслуживание при этом осуществляют частные организации. В таких странах, как Бельгия и Франция, установка расценок ведётся на конкурсной основе. Обслуживают граждан частные фирмы. Отметим, в Бельгии используют мини-бойлеры, чтобы обогревать многоквартирные дома. Благодаря этому жильцы сами решают, когда нужно начать отапливать помещения, и какую температуру поддерживать. В Испании управление осуществляют и частные компании, и государство. При этом власти отвечают за глобальные вещи, а фирмы предпринимателей – за ремонт, уборку мусора и т. д. При этом жильцы многоквартирных домов самостоятельно выбирают компанию, которая будет их обслуживать.

Объединение собственников жилья (ОСЖ) стало неким обобщающим понятием различных юридических форм жилищной кооперации, существующих в других странах. Например, таких как: территориальные сообщества жителей (Planning Unit Developments – PUD), кондоминиумы (Condominium Association), жилищные кооперативы (Housing Cooperatives) в США и Канаде; синдикаты во Франции; квартирные акционерные общества в Финляндии; объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в Украине; товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) в России. Сравнительная анализ структуры жилищного фонда отдельных стран по видам жилых домов представлен в таблице 2 [3].

Т а б л и ц а 2 – Структура жилищного фонда в отдельных странах по видам жилых домов, %

Вид жилого дома

Россия

США

Швеция

Англия

Австрия

Частный односемейный дом

20

40

26

35

40

Кондоминиум, кооператив

10

10

20

20

30

Частный доходный дом

-

44

30

23

20

Муниципальный арендный дом

-

6

24

22

10

Конгломерат

70

-

-

-

-

Всего

100

100

100

100

100

Данные таблицы 6 свидетельствуют о том, что в зарубежных странах, по сравнению с Россией, значительная часть жилищного фонда используется домохозяйствами на условиях аренды. Причем различают коммерческую и социальную аренду. Под коммерческой арендой понимают передачу внаем частного жилищного фонда на условиях вознаграждения. Данный вид аренды, отсутствующий в России, все более развивается в странах Западной Европы.

Отечественная практика управления жилым домом пока не показала своей действенности и функциональности. В России достаточно проблем в данной сфере, которые необходимо решать, опираясь на зарубежный опыт по эффективному управлению многоквартирными домами и внедряя его в российскую практику в той мере, в какой это возможно.

В России одна из важных проблем это менталитет людей, которые воспринимают содержание своего жилого фонда как несение бремени расходов. В то время как в большинстве западных стран граждане рассматривают приобретение жилья в собственность как инвестицию и понимают содержание как деятельность, обеспечивающую сохранность и надлежащее состояние имущества.

Также для России характерно, что частные жилищные организации стремятся оказывать своими силами весь комплекс услуг по управлению, обслуживанию и ремонту многоквартирных домов. Такая универсальность управляющих организаций приводит к значительному ухудшению качества предоставляемых ЖКУ.

В мировой практике управления многоквартирными домами наиболее часто применяется подход, при котором собственники принимают управленческие решения в рамках созданного ими объединения – юридического лица, а исполнение решений доверяется профессиональной управляющей организации на основании договора. Данный подход к управлению многоквартирными домами можно считать лучшим, потому что деятельность по управлению домами осуществляется на профессиональном уровне, качество услуг соответствует запросам и возможностям собственников жилья, и при этом соблюдаются демократические нормы принятия управленческих решений собственниками жилья. Кроме того, преимущество для собственников жилья при создании товарищества заключается в возможности контролировать расходование собственных средств [2, с. 201].

Опыт стран Восточной Европы (Венгрия, Словакия) показывает, он что со на временем управленческо что -ремонтно-обслуживающие тот организации разделились это на более как специализированные, поскольку, по это диктуется но экономической эффективностью они деятельности. Развитие рынка ты идет в из сторону специализации мы и возрастания за конкуренции между вы организациями с так одинаковой специализацией. же Западные страны и от США дают такие еще примеры развитого бы рынка жилищных уже услуг, где для деятельность организаций, вот работающих в кто сфере содержания да и ремонта до жилья, узкоспециализированная, ни например, обслуживание ну труб внутри под дома осуществляет где одна фирма, сам обслуживание приборов раз учета на два системах теплоснабжения там – вторая фирма, чем обслуживание насосов, во установленных на со системах теплоснабжения ли – третья, обслуживание при бойлера (теплообменника) без – четвертая и он т.д. на Специализация организации на что определенной деятельности тот и увеличение это числа ее как клиентов обычно по снижает себестоимость но услуг, а они в условиях ты конкуренции управляющие, из заинтересованные в мы приобретении новых за клиентов и вы сохранении имеющихся, так не могут же завышать цену от на свои еще услуги. Развитие рынка бы управленческих услуг уже выгодно для для их потребителей вот – собственников жилья. кто

В большинстве зарубежных да стран управление до в сфере ни ЖКХ рассматривается как ну отдельный вид под предпринимательской деятельности, где требующей страхования сам рисков. Рынок ЖКУ формирует раз требования к два управляющим компаниям, там невыполнение которых чем делает компанию во неконкурентоспособной. Прежде всего, со это относится ли к страхованию при управляющей компанией без (управляющим) своей он гражданской и на материальной ответственности, что возникающей, если тот неправильные действия это управляющего привели как к нанесению по ущерба собственнику но жилья, что они особо развито ты в большинстве из стран Европы и мы Америки.

Думается, что ситуация за с качеством вы ЖКУ в России кардинально так поменялась бы же при введении от в наше еще законодательство такого бы подхода [2, уже с. 202]. для Кроме того, конкурентоспособность вот управляющей организации кто повышает наличие да сертификатов, подтверждающих до ее профессионализм, ни опыт и ну финансовую стабильность, под а также где неуклонное следование сам стандартам в раз сфере ЖКХ.

За рубежом два профессиональные сообщества там управляющих предлагают чем различные образовательные во курсы, как со базовые, так ли и повышающие при квалификацию. Обучение на без таких курсах он дает серьезные на знания и что практические навыки. тот

На Западе многие политехнические это вузы, а как также специальные по колледжи дают но базовое образование, они позволяющее выпускнику ты начать работать из управляющим. К сожалению, мы в Минобразования России о за таком подходе вы пока даже так не задумываются. же Законодательством западных стран от установлены высокие еще требования к бы управляющему недвижимостью. уже

К примеру, в для Германии управляющий должен вот иметь высшее кто образование и да квалификацию экономиста, до инженера, юриста ни или социального ну работника, а под также обладать где такими личностными сам качествами, как раз коммуникабельность, умение два вести переговоры, там разрешать конфликты. чем

В Венгрии согласно закону во «О товариществах собственников со жилья» управляющими ли кондоминиумами могут при быть только без лица, прошедшие он соответствующую профессиональную на подготовку.

В России в что сфере управления тот жилыми домами это преследуется коррупция как во взаимоотношениях по между потребителем но услуг, управляющей они компанией и ты ресурсоснабжающей организацией. из Такую проблему необходимо мы устранять путем за четкого законодательного вы регулирования. О масштабах так коррупции в же России говорят следующие от цифры: в еще 2015 году бы выявлено более уже 94 тысяч для нарушений законодательства вот в сфере кто ЖКХ, инициировано свыше да 140 уголовных до дел, а ни также количество ну денег, затрачиваемых под гражданами России в где год на сам взятки жилищно раз -коммунальной службе, два составляет 22, там 7 млн. чем долларов – двенадцатый во показатель из со шестнадцати возможных ли [3].

Нарушения закона при вскрыты на без стадии как он установления тарифов, на так и что их применения тот организациями ЖКХ. В деятельности это региональных органов как тарифного регулирования по продолжают иметь но место факты они установления незаконных, ты экономически необоснованных из тарифов, включения мы в тарифы за неоправданных расходов, вы превышения устанавливаемых так Федеральной службой по же тарифам предельных от максимальных уровней еще тарифов. Управляющие компании бы считают «своими» уже денежные средства для населения и вот соответствующим образом кто ими распоряжаются. да Нужно безотлагательно наладить до жесткий контроль ни за деятельностью ну управляющих компаний под и законодательно где запретить им сам «расщеплять» платежи раз населения, иначе два под угрозу там ставится жизнеобеспечение чем жилых объектов во всей страны. со

В борьбе с ли коррупцией в при сфере ЖКХ показателен без опыт Сингапура. Современный Сингапур занимает он лидирующее место на в мире что по отсутствию тот коррупции. В 1965 это году, когда как страна обрела по независимость, ситуация но была прямо они противоположной. Чтобы решить ты проблему, было из создано бюро мы по расследованию за коррупции с вы широкими полномочиями, так куда граждане же смогли обращаться от с жалобами еще на госслужащих бы и требовать уже возмещения убытков. для Были введены жесткие вот экономические санкции кто за взятки да или отказ до от участия ни в антикоррупционных ну расследованиях. Интересен опыт под Швеции – одной из где самых некоррумпированных сам стран мира, раз где большую два роль в там противодействии коррупции чем играют церковь во и общественное со мнение. В этой ли стране в при работе чиновника без во главу он угла ставятся на высокие этические что стандарты, а тот общество с это подозрением относится как к любому по бизнесмену, который но сумел за они короткий период ты получить очень из высокий доход, мы или к за чиновнику, доходы вы которого существенно так ниже его же расходов. Общественное мнение от превратит такого еще бизнесмена в бы неприкасаемого, а уже чиновника вынудит для уйти с вот должности.

Основные претензии кто российских граждан да к управляющим до компаниям связаны ни с непониманием ну того, из под чего складываются где тарифы на сам ЖКУ и как раз рассчитывается себестоимость два этих составляющих. там Очень многие констатируют чем регулярное необоснованное во завышение тарифов со управляющими организациями ли непосредственно в при платежных документах. без В данном случае он полезен опыт на Финляндии и Франции, где что важнейшей составляющей тот коммунальных услуг это являются информационные как технологии. Сбор и по обработка информации, но взаимодействие коммунальщиков они с потребителями ты и властными из структурами происходит мы в автоматическом за режиме. В целом вы весь процесс так личного взаимодействия же потребителя и от поставщика услуг еще может проходить бы через интернет уже или другие для информационные ресурсы. вот Так, например, в кто Финляндии в процесс да автоматизации коммунальных до услуг в ни 2008 году ну было вложено под около 7 где миллиардов ЕВРО, или сам 3,5 раз % ВВП [1].

Таким образом, два для решения там системных проблем чем в сфере во предоставления жилищно со -коммунальных услуг ли в России, полезно при изучать положительный без международный опыт, он проверенный десятилетиями. на При этом возможно что построение собственной тот уникальной модели это управления многоквартирными как жилыми домами, по которая будет но основываться на они лучших зарубежных ты аналогах, но из при этом мы учитывать специфику за и особенности вы российского жилищно так -коммунального хозяйства. же

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Иваненко Л. В. Зарубежный опыт от эффективного управления еще многоквартирными домами бы / Л. В. Иваненко // [Электронный ресурс] : Вестник УГУЭС. – 2014. уже – № 1 (7). для – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-effektivnogo-upravleniya-mnogokvartirnymi-domami

2 вот Ломова М. Н. Опыт зарубежных стран кто в решении да проблем управления до жилым фондом ни в России / М. Н. Ломова // [Электронный ресурс] ну : Экономическая наука и под практика: материалы где Междунар. науч. конф. сам – 2012. – С. 201 раз -203. – Режим доступа два : https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1833/

3 Макаров Г. Отечественный и там зарубежный опят чем самоуправления в во городских многоквартирных со домах / Г. Макаров // Хозяйство и ли право. – 2011. при – № 6. – С. 31. без

Просмотров работы: 97