Большинство авторов связывают это с отсутствием психологического обеспечения деятельности юных спортсменов и неготовностью большинства детских тренеров организовать правильно психолого-педагогическую работу с ними.
Решением данной проблемы является согласно Горской Г.Б. создание эффективных программ психологического обеспечения подготовки спортсменов возможно на основе следующих исходных положений.
1. Психологическая работа со спортсменами должна проводиться систематически
2. Каждый этап многолетней подготовки спортсменов имеет специфические психологические особенности, которые необходимо учитывать.
3. На каждом этапе подготовки формируется основа успешного выведения спортсменов на последующие этапы.
Исходя из проанализированной проблемы и ее актуальности нами была поставлена следующая цель исследования:
Цель: провести психодиагностическое исследование важных психологических характеристик спортсменов и разработать программу психологического сопровождения юных хоккеистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования: процесс психологического сопровождения спортсменов
Предмет исследования: программа психологического сопровождения юных хоккеистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса с учетом психологических особенностей юных спортсменов, влияющих на их успешность.
Гипотеза: Предполагается, что психологические характеристики юных спортсменов 1 и 2-го состава будут различны, знание этих различий может быть положено в разработку программы психологического сопровожения юных хоккеистов.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме психологического сопровождения юных спортсменов.
2. Провести сравнительный анализ развития психологических характеристик юных хоккеистов в группах 1 и 2 го составов.
3. Разработать программу психологического сопровождения юных хоккеистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса с учетом психодиагностического исследования и частично ее апробировать.
Практическая значимость результатов исследования: получены новые данные относительно развития психологических характеристик юных хоккеистов 1 и 2 го состава, разработана программа психологического сопровождения юных хоккеистов на основе материалов психодиагностики.
Полученные данные могут быть использованы в работе спортивных психологов ДЮСШ.
В качестве примера приведем данные исследования самооценки юных спортсменов. Исследование самооценки проводились по методике «Лесенка», которая направлена на исследование самооценки у детей младшего школьного возраста предложенная Л. А. Головей (2002), которая была нами адаптирована и дополнена исходя из особенностей нашего исследования. Результаты представлены в таблице № 4.
Таблица 4.
Данные самооценок юных хоккеистов 1 и 2го составов
1 состав |
2 состав |
|
Смелый |
8.6 |
8.2 |
Дисциплинированный |
8.8 |
8.4 |
Общительный |
8.4 |
8.7 |
Умный |
9.0 |
9 |
Успешный |
9.2 |
7.6 |
Увлеченный |
9.2 |
8.8 |
Уверенный |
8.8 |
7.8 |
Самостоятельный |
9.8 |
8.2 |
Общая самооценка Сред. |
8.9 |
8.3 |
Рис 2. Данные самооценок юных хоккеистов 1 и 2го составов юных хоккеистов
Как видно из таблицы и диаграммы, юные спортсмены 1 го состава имеют более высокие самооценки, чем дети 2-го состава, это связано с их успешностью на наш взгляд, которая позволяет им более уверенно действовать на тренировках и соревнованиях.
В то время как дети 2го состава более неуверенны в себе.
Причина этого раскрывают спортивные психологи, так они отмечают, что дети, возраста 10-11 лет, имеют не достаточно развитый уровень самоконтроля, сформированной самооценки. Они ориентируются на внешний контроль и внешние оценки, которые получают от взрослых и сверстников. На основе внешнего контроля и внешних оценок формируется самоконтроль и самооценка.
Методические рекомендации по повышению самооценки
Средством, облегчающим и стимулирующим переход от внешнего контроля и внешней оценки к самоконтролю и самооценке, является введение в тренировки работы в парах с взаимным контролем и взаимной оценкой. В процессе такой работы дети усваивают критерии правильного выполнения упражнений, приобретают умение сравнивать эталонное выполнение с фактическим, которое и является содержанием учебного действия самоконтроля.
Развитию самоконтроля способствует ведение спортивных дневников, которое может быть представлено юным спортсменам как обязательное для настоящих атлетов. Это положительно мотивирует работу с дневником, значение которой дети не всегда способны правильно оценить. В дневниках начинающих спортсменов целесообразно фиксировать оценки за работу на тренировках (за выполнение заданий тренера, дисциплину на тренировках, аккуратность в обращении с инвентарем, смелость в освоении трудных упражнений). В дневниках дети, по заданию тренера, могут сами выставлять себе оценки за выполнение упражнений и заданий, чтобы потом сопоставить их с оценками тренера. В случае расхождения оценки тренера и самооценки занимающегося тренеру следует обсудить с ребенком его причину.
Систематическое сопоставление самооценок выполнения упражнений и оценок тренера является эффективным приемом формирования у детей объективной самооценки. После нескольких месяцев работы расхождение самооценок и оценок тренера заметно сокращается. Дети начинают более критично относиться к себе, замечают свои ошибки. В процессе обсуждения возникающих расхождений оценок тренера и самооценок дети усваивают эталонные признаки правильного выполнения упражнений, начинают более осознанно работать над освоением технических элементов.
Успех работы тренера над развитием самооценки зависит от того, насколько он обеспечивает детей оценочной информацией содержательного характера, создавая на тренировках ситуации, когда занимающиеся должны оценивать собственную работу и сопоставлять свои оценки с оценками других. Для того, чтобы дети не теряли интерес к таким заданиям, необходимо разнообразить их, вводя по возможности игровые элементы. Можно с этой целью проводить соревнования на точность самооценки выполнения изучаемых упражнений. Другим вариантом введения оценочной ситуации может быть игра в судей: назначенные из числа занимающихся судьи на контрольных тренировках получают задание как можно точнее оценить выполнение контрольных упражнений. Подготовка к выполнению роли судей повышает интерес занимающихся к тому, по каким признакам можно судить о правильности выполнения упражнений. Усвоение этих признаков способствует развитию объективной самооценки.
Чтобы усилить интерес к работе по развитию самооценки, необходимо обратить внимание на ее важность: кто точно знает свои возможности, тот более уверенно выступает в соревнованиях.
Тренеру, работающему над развитием самоконтроля и самооценки, следует проявлять терпение, потому что желаемые результаты появляются не сразу. Для части детей, например, дневник достаточно долго остается "внешним контролером": забыв дневник, девочка или мальчик шалят на тренировке, не выполняют задание тренера, объясняя это тем, что нет дневника и некуда ставить оценки за работу на тренировке и дисциплину. Дети лучше замечают ошибки других, чем свои собственные. Улучшение самоконтроля и самооценки отмечается лишь через несколько месяцев целенаправленной работы над их развитием.
Описанные методы развития самоконтроля и самооценки органично включаются в тренировочные занятия. По сути дела тренеру лишь необходимо расставить психологические акценты в широко применяемых приемах педагогического воздействия, в полной мере оценить и использовать их психологический смысл. Педагогические эксперименты показали, что задания на развитие самоконтроля и самооценки повышают интерес к тренировкам, закрепляют мотивацию занятий спортом.
Следует обратить внимание на то, что работа по формированию самоконтроля и самооценки увеличивает развивающее влияние тренировочных занятий на психику детей. Она стимулирует развитие у них рефлексии, т. е. умения выделять, анализировать и сравнивать с условиями деятельности собственные способы действий.
Выводы
1. Психологическое сопровождение спортсменов необходимо начинать с этапа начальной подготовки, в то же время при организации такой работы следует учитывать вид спорта и индивидуальный подход.
2. Сравнительный анализ развития психологических характеристик юных хоккеистов в группах 1 и 2 го составов показал, что юные хоккеисты 1го состава превосходят своих сверстников по развитию психологических качеств, таких как внимание, самооценка, понимание задач и требований спорта, обладают внутренней мотивацией.
3. На основе психодиагностического исследования, а так же методы развития психологических характеристик юных хоккеистов, разработана программу психологического сопровождения юных хоккеистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. Апробация данной программы прошла успешно и планируется дальнейшая работа по ее внедрению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов А.А. Методика формирования компонентов подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса// Культура физическая и здоровье . С. 20-22
Бауэр В.Г. Организационные и научно–методические перспективы развития детско–юношеского спорта в Российской Федерации / Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – N 2. – С. 28–32.
Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г.Б. Горская. – Краснодар: КГИФК, 1995. – 184 с.
Кузьменко, Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет / Г.А. Кузьменко. Москва : Советский спорт, 2008. – 268с.
Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте : учебное пособие для тудентов / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. – Екатеринбург :УрФУ, 2013 .– 96 с.
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 304 с.
Озеров В.П. Психомоторика спортсмена. Кишинев: 1983.
Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. М. : ФиС, 1984. 256 с.
Уэйнберг А.С., Д.Гоулд. Основы психологии спорта и физической культуры / А.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. 2001. – 334 с.