ПРОБЛЕМАТИКА СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛА СВИСТОВКА РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМАТИКА СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛА СВИСТОВКА РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Чиркина Д.С. 1, Рябуха Л.Н. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматривается проблематика сохранения традиционной культуры. По материалам проведенных экспедиций можно проследить периоды расцвета и угасания культурного наследия некоторых сел нашего края. И на примере села Свистовка Ровеньского района студенту-исследователю удалось выявить некоторые проблемы исторически сложившихся причин, которые и стали основополагающими в сохранении культурного наследия рассматриваемого села.

Ровеньской район замыкает юго-восточную часть Белгородской области, расположен на расстоянии 280 км, от г. Белгорода. В середине седьмого века в эти земли приходят татары и начинают вытеснять половцев [1,20]. И все земли, которые сейчас занимают южные и восточные районы Белгородской области, в те далекие времена были так называемым «диким полем». Поселений людей здесь почти не было и по этим землям бродили табуны диких лошадей и животные находившихся здесь кочевников. Проезжавший в этих местах в 1388 году митрополит Московский Пимен, который направлялся, в Царьград так описал эти края – «Нигде не видать человека, точно пустыня. А зверей множество: и козы, и гуси, и лоси, и волки. Множество лисиц, медведей, орлов, лебедей, журавлей, - сия есть пустыня великая».

Сегодняшнее название села – Свистовка. Оно находится в северо-западной части Ровеньского района [2, 3]. Посередине села протекает небольшая речушка «Голубой Дунай» и течет с востока на запад. Часть села, которая расселилась на правом берегу речушки, находится в низине, которая в настоящее время на 80% заболочена. Вторая половина села расположена на левом берегу ручья.

Из исторических источников мы можем сделать вывод, что первое поселение относится к первой половине 19 века. Появляются хутора. Активная застройка села началось после революции, так как крестьяне стали бесплатно получать бывшие помещичьи земли. Основную часть населения составляли выходцы из хуторов Айдара, Осычки, Зубкова, Ровенек. В 1912 году в х. Осычки открылась начальная школа. Село Свистовка возникло в 1921 году. Старожилы села рассказывали об истории заселения села так: «До того, как земли стали принадлежать помещику Фирсову, они были собственностью некой барыни. В служении у нее был Егор Фирсов, по имени которого этот хутор назвали – Егоров. Сама барыня жила в большом, красивом доме, вокруг которого росла сирень. С одной стороны был хозяйский двор, а с другой – курган. В народе его называли «могила». Эта «могила» существует, и по сей день. Барыне хотелось видеть все свое имение, и приказала своим крестьянам разрыть этот курган. Потом на этом месте посадили деревья акации и сделали беседку, где барыня любила отдыхать и любоваться видами своего имения».

Дом барыни, к сожалению, не сохранился. После революции барыня уехала, и хозяином поместья стал Егор Фирсов. Ему стали принадлежать лучшие земли.

После революции село получило новое название – Свистовка. Такое название получено, скорее всего, из-за того, что со всех сторон свистел ветер, да и байбаков (сусликов), а они издают свистящие звуки, здесь было не мало. Коренного населения не было, а заселяли это село большей частью переселенцы из соседних сел.

В Ровеньском районе, как и во многих других селах граничащих с Украиной, смешаны две культурные традиции – русская и украинская, которые либо существуют раздельно в разных селах, либо смешаны в одном. В селе Свистовка, тоже заметно влияние украинской культуры. Это проявляется в разговорном языке, песнях и обрядах, которые бытуют в селе. В ходе экспедиционного обследования, выявлено, что лучше сохранились такие обряды, как колядование, масленица, Пасха, Иван - Купала, жатва. Хуже сохранились семейно-бытовые обряды: родины, крестины, свадьба, похороны.

7 января в селе праздновали Рождество Христово. Накануне 6 января, было принято носить детьми «кутью» своим крестным родителям. Кутья – это каша из пшена или риса. Крестные накрывали сладкий стол и одаривали подарками своих крестников [2, 6]. Угощения были постными. Строго соблюдался пост и до первой звезды, скоромную пищу есть было нельзя. Вечером, этого же дня молодежь ходила колядовать по селу:

«Коляд, коляд, колядница, добра с маком поляница,

А суха не така, давай диду пятака,

А ты баба двисти, а то хата буде в тисти».

7 января, на Рождество ходили по домам только молодые парни. Старожилы села рассказывают об этом так: «Посевать ходили одни мужчины. Женщинам этого делать было нельзя, считалось, что они приносят в дом несчастье». В дом заходили со словами:

«Сеем, веем, посеваем,

счастья, радости желаем.

С Рождеством Вас поздравляем».

Под старый Новый год молодежь ходила «щедровать». Они выворачивали шубы из овчины наизнанку и ходили по селу со словами:

«Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье». [2,8]

Щедрующих одаривали гостинцами. Но встречались и жадные хозяева, которые не пускали в дом. Тогда их, шутя, наказывали, снимали ворота с петель, или вымазывали дом сажей. Этот праздник в селе считается самым веселым. Напевы «щедровок» не сохранились, поэтому «щедрующие» их просто выкрикивают. Вечером этого же дня молодые девушки гадали на женихов. На ночь клали под подушку гребень и приговаривали:

«Суженый мой ряженный, приди меня расчеши».

Девушки кидали через забор сапог, в какую сторону носок сапога будет показывать, с той стороны и жених. Тексты гаданий разного содержания. На суженого, на богатую жизнь, на замужество. Святочные вечера проходили весело и надолго запоминались.

Весело отмечали и масленицу. Воскресенье – самый разгульный день. Гуляли этот день «пуще - прежнего», ели жирную пищу, наедались перед постом. Делали из соломы чучело масленицы, сажали ее на сани и катались по селу с песнями под гармошку. Так же устраивали игры и развлечения. В конце гуляний сжигали чучело масленицы и просили друг у друга прощение. После масленицы наступал пост, а потом и Пасха. К празднику пекли куличи, красили яйца и освещали их в церкви.

Еще в селе почитают день святого Иоанна Предтечи 7 июля или как его еще называют «Иван - Купала». Молодежь собиралась у реки, жгла костер и прыгала через него. Девушки плели венки и пускали их по реке, считалось, в какую сторону венок поплывет, с такой стороны и жених придет. В эту ночь собирали целебные травы и запирали скотину, чтобы нечистая сила не могла ей навредить [2, 9].

В конце лета в Свистовке празднуют «отдильщину», после уборки урожая с полей. Хозяйки срезали колоски пшеницы, связывали их в пучок и хранили в красном углу под иконами до нового урожая.

Когда то Свистовка была богата традициями, но, к сожалению, они в скудной форме дошли до нашего времени. Народный костюм не сохранился. По истечении многих лет, село изменилось, но оставшиеся в памяти традиции жители села стараются сохранить и передать современному поколению.

Литература:

  1. Кузнецов, Н.А. Белгород / Н.А. Кузнецов. – В.: Центрально-Черноземное Из-во, 1978. – 170 с.

  2. Котеля В.А. Традиционная культура Ровеньского района / В.А. Котеля. – Б.: ГБУК «БГЦНТ», 2013. – 49 с.

Просмотров работы: 81