В связи с этим, юным спортсменам даже только начинающим заниматься спортом предъявляется много требований.
Важная роль в успешной адаптации к спортивной деятельности принадлежит личностным качествам юных спортсменов, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Владение необходимыми социальными навыками, коммуникативные умения, наличие адекватной самооценки и уверенности в себе чрезвычайно важны для юного спортсмена.
В то же время очевидно что для юных спортсменов младшего школьного возраста отсутствуют многие социальными навыками, что серьезно затрудняет их взаимоотношения с тренером и сверстниками.
И в первом, и во втором случае отмечается глубокое переживание ребенком психологического дискомфорта и, как следствие, у него возникает чувство неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях, что, несомненно, сказывается на учебной деятельности и ее результатах.
Неуверенность в себе порождает трудности в обучении двигательными действиями. В свою очередь это вызывает у ребенка еще большее неверие в себя.
В связи с этим актуальным является разработка личностного проекта по формированию уверенности в себе, веры в свои у юного спортсмена. Наиболее адекватным средством решения данной задачи мы считаем социально-психологический тренинг.
Теоретическую основу проекта составляют научные положения о роли общения в формирования личности (М.И.Лисина), психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г.Ананьев, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, В.А.Сухомлинский. Д.И.Фельдштейн и др.), идеи личностно-ориентированной педагогики и гуманистической психологии (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, К.Роджерс и др.).
В нашем проекте мы опирались так же на зарубежные подходы по использованию тренинга формирования уверенности в себе (Андре Сальтер, Джозеф Вольпе и др.)
Согласно данным авторам наиболее результативный путь формирования уверенного поведения — это выполнение упражнений социально-психологического тренинга, в которых происходит игровое моделирование ситуаций, позволяющих тренировать это поведение. Такое обучение носит активный характер. В результате у участников накапливается опыт уверенного поведения, который легко переносится из игровой плоскости в реальные жизненные ситуации.
По данным психолого-педагогических исследований, одним из важных условий овладения любой деятельностью, ее успешного выполнения, наряду со способностями, высокой мотивацией и рядом других переменных является вера субъекта деятельности в себя, в свои возможности, нередко помогающая преодолевать такие трудности, которые казались непреодолимыми.
Цель проекта. Использование социально-психологического тренинга как условия, способствующих позитивной социализации юного спортсмена и повышения у него уверенности в себе.
Задачи проекта.
- развитие положительного отношения юного спортсмена к себе, другим людям, окружающему миру, повышение его коммуникативной и социальной компетентности;
- развитие у юного спортсмена уверенности в себе, адекватной самооценки;
- формирование готовности у юного спортсмена к преодолению трудностей, готовности обратиться к тренеру в сложной ситуации
- формирование у юного спортсмена целей спортивной деятельности и умение справляться с неудачами.
Объект: Процесс воспитания юных спортсменов младшего школьного возраста
Предмет: Формирование уверенности в себе у юного спортсмена в процессе включения его в активную игровую деятельность в ходе социально-психологического тренинга
Гипотеза: Социально-психологический тренинг может быть эффективным средством целенаправленное формирование уверенности в себе у юных спортсменов. Уверенность в себе у юного спортсмена младшего школьного возраста можно рассматривать как такое свойство личности, которое формируется на основе позитивного личного опыта реальных успехов, обеспечивает преобладание у ребенка положительного эмоционального тонуса и обуславливает его способность свободно и открыто выражать свои чувства, самостоятельно выдвигать собственные цели, активно добиваясь их осуществления в деятельности, а также в общении и взаимодействии со своим социальным окружением.
Эффективность формирования уверенности в себе у юного спортсмена обеспечивается реализацией таких педагогических условий как: проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей юного спортсмена; сочетание коррекционно-развивающих занятий по индивидуальной программе с активизацией взаимодействия юных спортсменов в спортивной и досуговой деятельности; психолого-педагогическая подготовка тренеров педагогов и родителей к созданию ситуаций успеха в деятельности юного спортсмена.
I этап – психодиагностический
Цель этапа: изучение личностных особенностей спортсмена и уровня его самооценки и уверенности в себе.
В ходе данного этапа проводится психологическое тестирование индивидуальных особенностей юного спортсмена.
II этап – развивающий
На данном этапе нами разработана программа развития юного спортсмена входе тренинговой программы, в котором будут участвовать от 6 до 10 юных спортсменов, включаем нашего испытуемого в данную группу.
Цель программы “Развитие чувства уверенности в себе”
направлен на решение следующих задач:
Укрепить чувство собственного достоинства.
Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
развитие культуры межличностных отношений;
развитие произвольной саморегуляции;
формирование навыков эмоционального контроля;
Для развития саморегуляции и уверенности в себе были использованы следующие упражнения. Позволяющие вносить коррекцию в эмоционально-волевую сферу юного спортсмена
упражнений для развития уверенности в себе
Название задания |
Цель |
Описание |
Упражнение «Флажок» |
Развитие самоконтроля |
Процедура игры. Звучит музыка (лучше маршевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5–7 сек.). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т.д. Возможен вариант с хлопками без музыки |
Упражнение «Стой!» |
Развитие самоконтроля и произвольных движений |
Процедура игры. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют. Музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1–1,5 минуты музыка возобновляется, а дети – двигаются (маршируют), затем, через 3–4 минуты происходит новое внезапное прерывание музыки, дети маршируют и т.д. |
Упражнение «Волшебное слово» |
Развитие произвольности, самоконтроля и внимания |
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Замечание: «Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1–5 движений |
«Игра в мяч» |
Развитие самоконтроля |
Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры). Замечание: Следите, чтобы дети не называли имена одних и тех же детей. В игре должны участвовать все ребята |
«Поссорились два петушка» |
Развитие раскованности и самоконтроля |
Звучит веселая музыка (желательно А.Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами. Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку») |
«Скучно, скучно так сидеть» |
Развитие раскованности, тренировка самоорганизации |
У одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок: Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться и местами поменяться? Как только ведущий заканчивает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Замечания: Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго |
«Сова» |
Развитие произвольности |
Дети сами выбирают водящего - «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, тот становится совой |
«Насос и мяч» |
Развитие произвольности и взаимоуважения |
Учитель предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью. • «Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках. • «Насос надувает мяч» – ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…». •Мяч становится все больше» – ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. |
На основе анализа психолого-педагогической литературы отмечено, что возникновение (и закрепление) неуверенности в себе у юных спортсменов связано с разнообразными причинами, важнейшими из которых являются: высокие требования, предъявляемые со стороны спортивной деятельности, а также трудности включения в новый спортивный коллектив.
Неуверенность в себе, может стать причиной возникновения трудности в спортивной деятельности, приводит к снижению самооценки, что в свою очередь только увеличивает неуверенность в себе. Образуется, таким образом, "порочный круг". Одним из средств, которое может способствовать разрыву этого "порочного круга", является целенаправленное формирование у данной категории юных спортсменов уверенности в себе.
Использование социально-психологического тренинга следует рассматривать как одно из действенных средств преодоления юными спортсменами трудностей адаптации к спортивной деятельности, овладения спортивной деятельностью и успешного включения в спортивный коллектив.
Эффективность формирования уверенности в себе у юных спортсменов обеспечивается следующими педагогическими условиями:
• проведением комплексной медико-психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей юных спортсменов;
• сочетанием развивающей работы по индивидуальным и групповым программам с активизацией взаимодействия юных спортсменов не только в процессе спортивной деятельности, но и досуговой деятельности;
• психолого-педагогической подготовкой тренеров и родителей к созданию ситуаций успеха в деятельности ребенка;
• к средствам формирования уверенности в себе можно отнести индивидуальные беседы, упражнения на отработку коммуникативных навыков и умений, проигрывание ролевых ситуаций, групповые обсуждения, которые могут быть включены в программу социально-психологического тренинга со спортсменами.
Список литературы
Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. - М. "Топикал", 1994.-608с.
Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович . -М.:"Просвещение",1968, 463с.
Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М: "Педагогика-Пресс, 1999. - 536с.
Головина, Л. Л. Основные компоненты личностно-ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы: / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов // Материалы Х научно-практ. конф. "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире", 1999. С. 169 – 170.
Греков А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры. 2006., -52 с.
Никитушкин В. Г.Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография /В.Г. Никитушкин. - М.: Советский спорт, 2005.– 232 с.
Хвацкая Е.Е.. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации. Автореф.канд.дис. 1997.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников /О.В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001. 280с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника/Д.Б. Эльконин.- М.: "Знание", 1974. - 64с.
Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций : [учеб. пособие] / Г. А. Ямалетдинова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 244 с.
Продолжение таблицы 1 |
||
• «Насос прекращает работу» – ребенок делает вид, что выдергивает шланг. • «Мяч вновь сдувается» – ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки. Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями |
||
«Росток» |
Развитие произвольной саморегуляции |
Исходное положение: сидя, сгруппировавшись, обхватив колени руками: •1–2 – медленно выпрямляются колени, корпус при этом наклонен к коленям, голова и руки расслаблены и висят; •3–4 – медленно поднимается корпус, выпрямляется позвоночник; •5–6 – выпрямляется и вытягивается шея, поднимается голова, руки при этом висят; •7–8 – медленно поднимаются руки и вытягиваются вверх, ладони открыты, пальцы расставлены; •9–10 – все тело вытягивается вверх, но пятки не отрываются от пола. («Улыбнитесь и поприветствуйте солнце, мир вокруг вас и друг друга») |
«Марионетки» |
развитие самоконтроля |
Лежа на спине, руки вытянуты за головой, кисти соединены, ладони раскрыты; ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опущен так, чтобы задняя сторона шеи приближалась к полу. Потянуться сначала одной рукой (другая лежит расслабленно), затем другой. Потом поочередно потянуться ногами. Затем одновременно одной рукой и ногой, затем другой рукой и ногой, имитируя марионетку на веревочке. Примечание. Проследите за положением ребенка. В этом положении важно почувствовать опору тела и одновременно расслабление. Взяв ребенка за руку или за ногу, проверьте, насколько он расслаблен |
Упражнение «Движение по одному» |
Тренировка решительности, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации для этого, в ситуациях, когда ошибка создает риск проигрыша команды, а если ответственность не берет никто — проигрыш гарантирован. Это примерно как в футболе, когда несколько игроков потенциально могут атаковать ворота, но никто этого не делает, боясь промахнуться, и в результате мяч достается соперникам. Кроме того, упражнение способствует развитию взаимопонимания и наблюдательности ожиданиях |
Участникам предлагают произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают последовательно перемещаться в произвольном направлении, придерживаясь следующих правил: В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинается сначала. Любой участник может находиться в движении не больше 5 секунд подряд, потом должен остановиться. Один человек может двигаться и несколько раз за раунд, но не подряд. Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут быть не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала. Участникам следует проработать, не нарушая этих правил, минимум 2 минуты. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя. |
Упражнение «Поднять мяч» |
Обучение координации совместных действий, выработка уверенности поведения в необычных ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием. |
Два добровольца ложатся животами на пол головами по направлению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача — вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать с помощью рук или еще каким-нибудь способом, он должен держаться только за счет зажатия между лбами участников. |
Упражнение «Поезд» |
Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров. |
6 — 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3 — 4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать шипеть. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда». |
III этап: коррекционно-оценочный
Цель: диагностика и самодиагностика динамики уверенности в себе спортсмена, уточнение областей успешности и необходимости дальнейшего развития своих ментальных способностей, оценка уровня самооценки и уверенности в себе спортсмена.
Содержание:
Проведение повторного тестирования, анкетирования и беседы со спортсменом, осмысление спортсменом своей деятельности в контексте предъявляемых требований. Определяется содержание дальнейшей индивидуальной работы спортсмена над самостоятельным совершенствованием своих навыков в развитии уверенности.
Заключение: Личностный проект включает 3 основных этапа: диагностический, практический и коррекционный. На первом этапе мы изучили и проанализировали слабые и сильные стороны личности спортсмена, его физиологические и психологические показатели. Затем на 2-м этапе на основе полученных данных мы подобрали индивидуальную программу, которая должна улучшить исходные показатели. На 3-м этапе по истечении срока запланированной программы будет проанализирована проделанная работа, повторно проведутся тесты, анкетирование и беседа со спортсменом, что поможет выявить, на сколько личностный проект был эффективным.
Список литературы
Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография. М.: Советский спорт, 2005.– 232 с.
Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975. -64 с.
Рубинштейн С Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: "Новая школа", 1993. - 139с.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т 1 / Сост. Богданова О.С., Смаль В.З. -М.: "Педагогика, 1979. 560с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. -208с.
Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.-320с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. 280с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: "Знание", 1974. - 64с.
Фоминова, А. Н. Диагностическая программа по изучению эмоционального состояния и особенностей индивидуальной саморегуляции учащихся младших классов. / А. Н. Фоминова. - М. : Н. Новгород, 2003. – 256 с.
Головина, Л. Л. Основные компоненты личностно-ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы: / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов // Материалы Х научно-практ. конф. "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире", 1999. С. 169 – 170.