Аналогично в России рынок онлайн-игр оставляет за собой звание самого перспективно и развивающегося направления российского рынка цифрового контента. Прогнозируемого некоторыми экспертами снижения значимости сегмента «Игры» в общей палитре цифровых контентных продуктов пока не происходит главным образом потому, что остальные виды цифрового контента – музыка, электронные книги, видео – занимают существенно меньшие объемы в денежном выражении.
Компания J'son & Partners Consulting исследовала мировой и российский рынки онлайн-игр, основные тенденции и прогнозы развития до 2016 года. В исследовании детально рассмотрены основные сегменты рынка, проанализированы проекты и игроки, сделана оценка рынка в аудиторных и денежных показателях по каждому сегменту.
Рынок онлайн-игр в России в 2015 году вырос только на 2% и составил 51,9 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчёт Mail.Ru Group. Темпы роста резко упали, отмечает издание - в предыдущие годы этот показатель был двузначным [3].
Большинство пользователей по-прежнему играют в многопользовательские игры (MMO), доля таких игроков уже третий год держится приблизительно на одном уровне - 55-56%. Объём рынка MMO-игр в 2015 году вырос на 4% и составил 29 млрд. руб. [1].
По оценкам J’son & Partners Consulting, общий объем российский рынка игр в 2014 году достиг 1,64 млрд. дол. (98,8 миллиардов рублей по курсу ЦБ РФ на 29 июня). По версии Newzoo, эта цифра меньше - 1,2 млрд. долларов (72,3 млрд. руб.) [1].
Быстрее всех растёт сегмент мобильных игр, говорится в отчёте Mail.Ru Group. По итогам 2015 года мобильные игры заняли 20% рынка, годом ранее этот показатель был на уровне 17%. Доходы разработчиков мобильных онлайн-игр в 2015 году впервые превысили 10 млрд. руб.
В 2015 году доход от игр в России в долларах был меньше, чем в 2012 году, отметил сайт App2Top.ru . Тогда тот же Mail.Ru Group оценивал рынок онлайн-игр в $0,9 млрд, а не в нынешние $0,8 млрд. Ещё более печальный момент - динамика роста. Возможно, по итогам будущих годов она будет лучше, но только благодаря мобильным играм [1].
Сайт Syncopate считает, что рост рынка замедлился из-за отсутствия запуска прорывных проектов в конце 2014 - начале 2015 года, а также из-за частичного падения доходов у «китов MMO» - World of Tanks от Wargaming и Warface от Mail.ru Group, на долю которых приходится более 50% всей выручки сегмента. Кроме того, реальные доходы россиян упали, а внутриигровые покупки в иностранных проектах совершаются в валюте.
Многопользовательские игры приносят больше всего дохода и продолжают активно вовлекать игроков. Несмотря на снижение темпов роста в 2014 году, что объясняется, прежде всего, колебанием валютных курсов, данное направление игр остается стабильным и перспективным для рынка. Продукты таких игровых компаний как Wargaming, Mail.Ru Group и Innova будут определять ландшафт MO-сектора российского рынка игр в ближайшие два года.
Среди основных тенденций, наметившихся в 2015-2016 гг., можно отметить рост аудитории игрового рынка как за счет общего роста интернет аудитории, так и за счет ранее не игравшей аудитории. При этом самый большой прирост аудитории ожидается в сегменте многопользовательских онлайн-игр.
Привлечению новых игроков способствует развитие игр на мобильных платформах, запуск принципиально новых игровых проектов и совершенствование моделей монетизации. Ярким примером может служить игра World of Tanks, собравшая до этого не игравшую в онлайн-игры, но платежеспособную аудиторию, что в свою очередь привело к структурным изменениям рынка. Успех мобильной версии игры World of Tanks Blitz также показал существование большой аудитории серьезных мобильных проектов
В 2014 году CEO агентства Insight ONE опубликовали интересную статистику о состоянии игровой индустрии в России на 2014 год. Статистика основана на данных Mail.ru Group, J’son & Partners, NewZoo, RBK Money, White Label Statistics, Advertising Age, VirtualGiveaway, Jupiter Communications, МТС, «Евросети», Nielsen, The Esa [2].
По данным статистики:
- 58% Россиян играют в игры;
- средний возраст игрока - 30 лет;
- 68% всех игроков взрослые люди (старше 18 лет);
- 45% всех игроков России - женщины;
- почти каждый 2-ой игрок семейный человек;
- около 89% родителей играют в игры вместе со своими детьми (чаще всего детские игры);
- 77% всех игроков играют хотя бы 1 час в неделю;
- 36% играет в игры на своих смартфонах;
Несмотря на то, что рынок социальных игр стремительно догоняет по объему рынок ММО-игр, в 2015г. ММО-сегмент по-прежнему остается самым большим и составляет 402 млн. долл. США. Стабильному росту рынка ММО-игр в России способствует лояльность аудитории и популярность модели free-to-play. В целом, готовность игроков тратить деньги на внутри игровые платежи можно оценить на уровне примерно 60% (по данным выборочного исследования Mail.Ru Group), а ожидаемые затраты - на уровне 1 100 руб. в месяц.
Большое количество пользователей в настоящее время предпочитают использовать сразу несколько устройств (консоли, мобильные устройства, персональные компьютеры). Выбор игроком платформы происходит в зависимости от вида игрового контента и ситуации.
Если говорить о самых популярных платформах для мобильных игр, то, по данным выборочного исследования Mail.Ru Group, лидерство принадлежит Android, причем как на смартфонах, так и на планшетах (67% и 56% игроков соответственно). Вторая по популярности платформа - iOS: ей отдают предпочтение 23% игроков на смартфонах и 36% игроков на планшетах. Эти выводы распространяются не только на мобильные игры Mail.Ru Group, но и на мобильные игры в России в целом [2].
Как мы видим, аналитики разных исследовательских компаний могут на многие миллиарды долларов расходиться в оценке объемов рынка, однако все сходятся в одном – рынок будет расти и развиваться.
Список литературы
Анализ рынка игр в России и мире, 2014-2016гг. -http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/analiz-rynka-igr-v-rossii-i-mire-2014-2016-gg-tekuschaya-situatsiya-prognozy-igroki-proekty-i-tendentsii-20150724054917
Безопасность в интернете: Статистика. - http://security.mosmetod.ru /internet-zavisimosti/statistika .
Уточкин В.Н. Прогнозы по рынку игр: цифры от аналитических агентств. - https://habrahabr.ru/post/279099/