ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Подчуфаров П.А. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема организация психологического обеспечения подготовки спортсменов является актуальной в связи с необходимостью помощи в преодолении спортсменами соревновательного стресса.

Принципы психологической подготовки спортсменов складываются исходя из уровня развития спорта, прежде всего спорта высших достижений: 1) стремительный рост уровня спортивных достижений, 2) высокая конкуренция, 3) высокие требования к техническому и тактическому мастерству спортсменов, стабильности и надежности соревновательной деятельности, 4) устойчивости к высоким физическим и психическим нагрузкам.

Уровень физических и психических нагрузок в спорте высшего мастерства настолько высок, что большинство авторов указывают на то, что рассчитывать на дальнейший рост результатов за счет увеличения объемов тренировочной работы является не оправданным, в связи с чем они считают что необходим поиск новых форм работы со спортсменами, связанные с улучшением качества подготовки, а не увеличения ее количественных характеристик.

Таким образом, существенными чертами современного подхода к организации подготовки спортсменов являются: осознание необходимости научно-обоснованного планирования подготовки спортсменов как целостного процесса.

Эти принципиальные подходы к проблеме подготовки спортсменов нашли отражение и в отношении к принципам организации и содержанию психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Особенностью современного подхода к психологическому обеспечению подготовки спортсменов является переход от решения частных задач, связанных с ее отдельными сторонами, к психологически обоснованному проектированию всего процесса подготовки (Ложкин Г., 2003; Неверкович С.Д., Судентова У.Ш. 2003; А.В.Родионов, 2003, Стамбулова Н.Б., 1999).

Современный подход к психологическому обеспечению заключается в создании устойчивых предпосылок полноценной работы на тренировках и результативности соревновательной деятельности. Такими предпосылками являются: оптимальная структура мотивации спортивной деятельности, адекватная и устойчивая самооценка, навыки целеполагания, самоконтроля и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний, развитие профессионально важных для спортсменов интеллектуальных и личностных качеств.

Так же характерной чертой является индивидуализация подготовки спортсменов, включая психологическое обеспечение.

Исходя из уже сказанного, спортивные психологи рассматривают психологическое обеспечение подготовки спортсменов как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности [1].

Таблица 1. Компоненты психологического обеспечения подготовки спортсменов

Роль каждого компонента психологического обеспечения подготовки спортсменов, его конкретное содержание зависит от этапа многолетнего спортивного совершенствования, на котором находятся спортсмены.

В то же время изложенный выше подход касается прежде всего высококвалифицированных спортсменов, а не юных спортсменов.

В то же время невнимание к психологическому обеспечению подготовки юных спортсменов сильно затрудняет решение психологических проблем высококлассных спортсменов.

Создание эффективных программ психологического обеспечения подготовки спортсменов возможно на основе следующих исходных положений.

1. Решение психологических проблем подготовки спортсменов может быть успешным только в том случае, если психологическое обеспечение их подготовки проводится систематически, а не сводится к "аварийным мероприятиям" по снятию неблагоприятных проявлений психики в их деятельности

2. Каждый этап многолетней подготовки спортсменов имеет специфические психологические особенности, а, следовательно, и специфические задачи его психологического обеспечения.

  1. Каждый этап подготовки закладывает основы для успешного выведения спортсменов на последующие этапы, поэтому он должен быть ориентирован на требования последующих этапов подготовки, т. е. должен быть построен по принципу опережающей постановки задач, что в полной мере относится к психологическому обеспечению подготовки спортсменов.

Список литературы

  1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г.Б. Горская. – Краснодар: КГИФК, 1995. – 184 с.

  2. Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте : учебное пособие для тудентов / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. – Екатеринбург :УрФУ, 2013 .– 96 с.

  3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 304 с.

  4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. М. : ФиС, 1984. 256 с.

  5. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н.Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. -584 с.

  6. Уэйнберг А.С., Д.Гоулд. Основы психологии спорта и физической культуры / А.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. 2001. – 334 с.

Просмотров работы: 124