ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Назарцева Т.М. 1, Гудкова Л.В. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие социальные сети (далее СС) получили широкое распространение и превратились для многих пользователей в эффективное средство общения друг с другом. Современные СС позволяют посылать сообщения, комментировать посты, размещать фотографии, видео- и музыкальные материалы, выходить на других пользователей через своих знакомых и многое другое. Особенной популярностью СС пользуются у подростков – так, по данным немецкой статистики, примерно 78% молодых людей в Германии в возрасте 12-19 лет несколько раз в неделю пользуются СС Facebook для общения друг с другом [6]. Не отстают от них, естественно, и российские школьники.

Поскольку СС стали неотъемлемой частью жизни молодых людей, то многие методисты начали задумываться над возможностью их применения в образовании. Так, СС стали объектом внимания таких исследователей, как Дж. Барнс, Р. Соломонофф, П. Эрдос, А. Реньи, Д. Уоттс и С. Строгач [5]. Все больше ученых приходит к выводу, что потенциал Интернета и СС в области преподавания иностранных языков огромен [1, 2, 4].

В нашей работе мы изучили возможность использования одной из самых популярных СС среди российских подростков «ВКонтакте» в развитии письменной коммуникации на английском языке.

Как известно, результатом обучения иностранному языку должна быть способность учащихся к владению устной и письменной речью, поэтому ведущим видом на уроке становится письменно-речевой вид деятельности учащихся [3]. Но если формирование навыков устной речи у учащихся еще вызывает определенный интерес, то развитие письменной речи часто наводит на них скуку. При этом возникающие трудности (структурирование текста, передача содержания, лексическое и грамматическое оформление, орфографические сложности) могут резко снизить их мотивацию к изучению английского языка. Своим небольшим экспериментом мы попытались изменить данную ситуацию.

Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Шуи Ивановской области в конце ноября - начале декабря 2017 года. Целью исследования явилась проверка эффективности использования СС «ВКонтакте» в ходе развития письменной коммуникации учащихся 10 класса, изучающих английский язык со 2 класса.

Перед началом исследования мы провели анкетирование учащихся на предмет пользования СС. Мы пришли к следующим результатам.

  1. Все учащиеся пользуются Интернетом, из них 87% используют Интернет каждый день, 13% делают это 2-3 раза в неделю.

  2. Основными целями использования Интернета являются знакомство и общение в СС (100%), поиск необходимой информации для учебы (40%), саморазвитие и развлечение (20%).

На основе ответов учащихся мы убедились, что СС в жизни российских подростков занимают важное место.

Эксперимент по использованию СС «Вконтакте» было решено проводить в рамках темы «Memorable days», (УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English 10»). Учащимся было предложено создать, разместить и обсудить презентации по изучаемой теме в СС «ВКонтакте».

Вначале нами было проведено несколько традиционных уроков, направленных на развитие монологической и диалогической речи учащихся по изучаемой теме. Особое внимание мы уделили правилам построения вежливых вопросов и ответов, для чего в лексический материал уроков были введены соответствующие речевые единицы. Для того, чтобы уроки были достаточно интересными, помимо заданий, данных в учебнике, мы использовали раздаточный материал, который показался подросткам очень интересным, и они с большим удовольствием выполняли нужные задания.

Далее учащиеся были разбиты на пять групп по три человека так, чтобы в каждой группе были как сильные, так и средние или слабые учащиеся. Каждая группа должна была выбрать тему, обсудить и создать презентацию по одному из предложенных праздников: «Easter», «New Year», «Wedding», «Birthday», «St. Valentine’s Day». Учащимся было дано три дня на создание презентации и опубликование их в группе, созданной непосредственно нами (группа «ВКонтакте» “CloudCrowd”).

После опубликования презентаций учащиеся должны были задать друг другу минимум по три вопроса от каждой группы для других четырех групп по теме презентаций. Учащиеся, которые являлись авторами презентации, должны были отвечать на поставленные вопросы одноклассников, используя вежливые фразы в полных ответах.

На обсуждение презентаций учащимся давалось ровно два дня, после чего нами были проверены презентации, правильность построения вопросов, наличие вежливых фраз в вопросах и ответах учащихся, а также правильность ответов на вопросы. Все учащиеся справились с заданием на достаточно высоком уровне, грамотность и содержательный аспект их письменных высказываний заметно повысились. Кроме того, ребята показали и свою хорошую медийную компетенцию: умение создавать презентации и грамотное общение в СС. Стоит также отметить, что в обсуждении тем приняли участие все учащиеся, отмолчаться, как это иногда бывает на уроках, никому не удалось.

По завершению эксперимента мы снова провели опрос учащихся, целью которого было выявить их отношение к использованию СС на уроках английского языка. Как отметили ученики, такой принцип работы был для них новым. Им очень понравилось, и в дальнейшем им хотелось бы работать в такой форме чаще. После работы в СС «ВКонтакте» ребята у себя отмечают: повышение мотивации к изучению английского языка (67 %), интерес к выполнению задания (60%), повышение интереса к изучаемой теме (53 %), отсутствие страха при ответе на письменные вопросы (13%).

Основному учителю, проводящему уроки в данном классе, также был задан ряд вопросов, касающихся использования СС в преподавании английского языка. По результатам ответа учителя можно сделать вывод о том, что в своей работе она хотела бы периодически использовать СС «ВКонтакте». По ее мнению, удачным вариантом для использования данной СС будет этап подготовки и презентации проектов, так как этот вид деятельности отнимает много времени на уроке, а с помощью СС каждый из учащихся сможет выполнить данное задание.

Проведенное исследование показало, что использование СС в развитии письменной коммуникации учащихся приводит к положительной динамике и, будучи интересным и современным видом работы на уроке, может способствовать повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Список литературы

  1. Английский язык: Ваш путь к успеху! электр. журн. 2014 URL:1. http://www.engsuccess.ru (дата обращения 20.08.2014).

  2. Бим И.Л.. Иностранные язык в системе школьного филологического образования (концепция)./ И.Л.Бим //Иностранные языки в школе.-2009.-№1.-с.4-8.

  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АКТИ, 2004. - 192 с.

  4. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. - Спб.: Издательство Союз, 2001. -192с.

  5. Мушникова Ю. С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе // Молодой ученый. — 2017. — №33. — С. 62-63. — URL https://moluch.ru/archive/167/45394/ (дата обращения: 26.02.2018).

  6. Räsler D., Würfell N. Lernmaterialien und Medien.// Deutsch lehren lernen. – München, 2017. – 190 S.

Просмотров работы: 92